ОГЭ: аргументы к сочинению «Что такое сила духа? Тема урока: «Рассказы. Волшебная сила слов и поступков Аргументы из литературы

В православном календаре «Год со святителем Лукой Крымским» за 2014 год помещены слова архиепископа Крымского и Симферопольского Луки под заголовком «Сила святого слова». Людям пишущим слова великого православного священника чрезвычайно полезны для понимания значения Слова. Привожу поразивший меня текст дословно:

«Часто при чтении паремий звучат такие слова: Благословением праведных возвышается город, а устами нечестивых разрушается (Прит 11,11). Что это значит? Как это может быть? Это не преувеличение, а глубокая истина. Сила слова человеческого огромна. Она способна оставлять глубокий, неизгладимый след в сердцах, оно созидает или разрушает в зависимости от того, чем наполнено – любовью и добром, или, напротив, враждой и злом.

Если благословение праведных распространяется над городом, если в сердца людей проникают их святые слова, то город возвышается, благосостояние духовное, а следовательно и материальное, также растёт и увеличивается. Если же уста нечестивых оскверняют сердца окружающих людей, подобно смрадным испарениям, заражающим воздух, то вся духовная жизнь народа портится. Такой народ и в буквальном смысле может прийти в запустение.

Наша ответственность за всякое гнилое слово страшно велика, ибо этими нечистыми словами мы отравляем не только себя, но и сердца и умы наших близких».

Как же велика в таком случае ответственность людей пишущих за слова в текстах своих произведений. Ведь недаром говорят: что написано пером, то не вырубишь топором. Листая сегодня литературу двух последних десятилетий, таких гнилых, смрадных и матерных слов можно немало встретить в произведениях некоторых писателей, чьи книги издавались и за рубежом. Их влияние на молодёжь тлетворно. А ведь известно, что всплески развития и могущества государств в истории нашей цивилизации случались в моменты обретения Веры, а упадки и разрушения во времена потери её.

А как велико значение произведений классиков мировой литературы на состояние душ читателей, их ориентиры в жизни, отношение ко всему окружающему. Известно и о последствиях речей, разжигающих низменные страсти и инстинкты у людей. Хотя бы на примере Содома и Гоморры

Рецензии

Здравствуйте, ЛатиФ!
Прочитала все высказывания приведенные вами в резюме.Они,как остриё отделяют чистоту мысли,которую оставили эти великие люди. Пусть это хоть одна фраза,но настолько глубока и бесспорна.
Я не зря прочитала эту вещь, и снова обратилась к словам моего отца,которыми он обратился к моей маме,вместо объяснения в любви...
Мама мало знала его, и полюбить,как понимаю не любила,но слов хватило,чтобы поверить и жить счастливо 33 года, и больше никому не поверить на слово... о любви
Наверное это и есть сила слова,но с какой искренностью о ней говорят...Это другое дело.
Спасибо Вам и за мудрые мысли и ВАШЕ "СЛОВО"
С уважением к Вам Галина.

Большое спасибо,уважаемая Галина, за такое дополнение к миниатюре. Да, Слово при определённых ситуациях имеет громадную силу. Из истории можно привести немало убедительных примеров тому. А Вы привели замечательный пример из жизни своих родителей. Будьте счастливы, света и добра Вам и Вашим близким.
Успешного творчества!

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Бог Протей создал себя из мрака и молчания, что таились под туманом небытия. Из надежд и стремлений он сработал время и, дав ему пинка, заставил идти. Потом, не медля, бог начал творить слова и наделять их смыслом и формой, для блеска натирая своей слюной. Но слова без цели кружили в темноте, не наполняя ее.
Чтобы устремить слова друг ко другу, Протей вылепил из своих тайных снов богиню любви и всемирного тяготения Онорею и приказал ей проявить свою силу. Ее волей слова едва не низринулись в пропасть всеобщего экстаза.
Тогда Протей из черных страхов и бесформенности изваял бога войны и отчаяния Иморроя, чтобы тот уравновесил в мире присутствие Онореи, и в мире возник Порядок. В Порядке чередовались свет и мрак, пустота и твердь, формы и хаос.
Довольный собой, Протей уснул, и в эту пору Онорея и Иморрой восстали на него. Из остатков безвременья, на крови и слезах тех, кто еще не родился, они замесили глину и вылепили из нее сосуд без дна – ибо только в бездонной емкости можно заключить бога, и увлекли туда Протея.
После того стали они играть словами, всякий сообразно своей природе, и сталкивать их, и дробить, и наполнять мир твердыми осколками, и тех первичных и пригодных для творения понятий, что создал Протей, становилось все меньше и меньше, а отыскать их в мире вещей становилось все труднее.
Истомленные, Онорея и Иморрой ушли за грань мира, чтобы отдохнуть, оставив взамен себя бестелесные принципы.
И воздвиглось то, что есть.

Сережа Кузлов работал собкором газеты «Шпонский мир». Когда-то он закончил филфак Краснозерского пединститута, но учительская стезя его не увлекла и он осел в газете. Работа была унылой, но привычной. Иногда материалы, добытые и обработанные Сережей, становились сенсацией, как, например, статья «Упавшее дерево придавило козу. Кто следующий?». Еще он вел в газете рубрику «Параллельный мир», ту самую, за которой следуют обычно объявления вроде «Потомственный колдун наложит руки», «Гадаю за любовь и приворот», «Триста обрядов для повышения потенции» и «Лечу геморрой по фотографии». В этой рубрике Сережа публиковал найденные им в Сети интересные материалы, и даже имел из-за своих заметок конфликт с батюшкой местного прихода.
Сережа жил в маленьком домишке на окраине родного Шпонска. Маму он схоронил пару лет назад, а невесты почему-то обходили его стороной, вот и приходилось жить одному, деля время между командировками в окрестные деревни, руганью в редакции, копанием в огородике и сном на истертых рубчатых простынях в кровати с провисшей сеткой.
Принято думать, что тонкие поэты и незаурядные философы живут в столицах. Ах, все это вовсе не так. Разве по силам столичному жителю ощутить пронзительную грусть поникшей по осени полынной степи? Разве может он, обитатель развратной и суетливой Москвы или надменного Питера, глубоко размышлять о судьбах мира сего? Нет, только провинциал, взросший в суровой и бедной среде, способен вычленить главное из потока событий и явлений и преподнести восхищенному миру простую правду во всей ее страшной и притягательной наготе. Вот и Сережа был поэтом и философом одновременно. Это ничего, что внешность его не вязалась с представлением о парадных портретах, что лучший пиджак был изрядно потерт, а галстук не подходил к нему совершенно; парадные портреты пишутся посмертно и домысливаются художниками по деяниям живописуемого.
Две мечты были у Сережи: обжечь сердца людей не только глаголами, но и другими частями речи, и, врачуя ожоги, увеличить свое материальное благосостояние. Зачем, спрашиваете вы? Ну-у, господа хорошие, кто же не хочет славы и денег! А ведь поэт в России больше, чем поэт, он еще и гражданин, а всякий гражданин алчет. Или алкует – это уж как повезет.
Еще обучаясь в институте, Сережа узнал, что в словах заключена страшная сила, но она доступна не всякому. Однокашники Сережи увлекали прелестных студенток в кровати общежития одной только силой убеждения, а у Сережи это не получалось; комсомольский секретарь факультета произносил проникновенные речи о строительстве новой державы – и другие ехали строить, а секретарь направлялся изучать опыт в братскую Германию. Профессор Кузмина на лекциях так и говорила: «Слово – огромная материальная сила».
В школе, когда Сережа изучал физику, ему говорили, что такое сила. Он как-то плохо представлял ее в виде вещественной субстанции, но в материальности нимало не сомневался. По всему выходило, что слово во всем сходно с силами материальными, и коли им овладеть, то добиться можно многого. Да и то, что он нашел в сети для рубрики «Параллельный мир», прямо-таки кричало о людях, владевших тайными знаниями и, вероятно, теми самыми могущественными словами. Вот, хотя бы, рыцарь Жеван Экибастузский, который занимался волхованием и предсказанием судеб и превращал вино в воду, за что и был арестован святейшей инквизицией. Среди орудий его богопротивного ремесла был найден пустотелый шар из горного хрусталя, заключавший в себе другой шар меньшего размера. Такой предмет не мог быть изготовлен силой человеческого искусства и к нему, несомненно, приложил руку враг рода человеческого. Шар безуспешно пытались разбить в ходе следствия и, только облив святой водой, от него сумели избавиться. Под пыткой Жеван признался в сношениях с нечистым и был приговорен к казни в очистительном огне. По пути к костру он сумел отвести глаза страже, монахам и толпе и исчез.
Французский монах д’Мартен умел показывать ад, пользуясь странной книгой. Обшитые красной тисненой кожей доски ее переплета были разделены двумя дюймами пустоты там, где полагалось быть страницам. Д’Мартена сварили в масле в 1593 году, а книга его исчезла.
Астраханский подьячий по прозвищу Иван Круглой умел летать сам и поднимал в воздух всякие вещи и похвалялся в кружале, что-де знает, как из простой щепы и купоросного масла произвести крепчайшую брагу, а из тех же субстанций, но с селитряной водкой, сделать особую смесь, которой можно взорвать половину Москвы разом. Ивана били кнутом, а потом заточили в сухом монастырском колодце, где он и умер по прошествии трех недель.
Начитавшись Папюса и других оккультистов, Сережа до конца уверился в правоте своих мыслей, но все эти мечтания так и остались бы бесплодными, если бы не случай. Точнее сказать, случаев было два.
Во-первых, Сережа купил за шестьсот рублей списанный на работе компьютер, чтобы без помех смотреть картинки нехорошего содержания с дисков, купленных на рынке. Компьютером он пользоваться не умел и, добыв книгу «IBM-PC для чайников», сдуру прикупил еще и «Программирование на языке QBASIC».
Во-вторых, он как-то зашел в фанерный павильон «Фортуна» на рынке, где стояли игровые автоматы, и проиграл почти восемьдесят рублей, что стало поводом для написания гневной статьи «Однорукие бандиты в Шпонске – доколе?»
Вечером, придя с работы, Сережа состыковал узлы компьютера и начал осваивать его. Вы думаете, что наш герой немедленно положил на выдвижную челюсть дисковода порнушный диск? Черта-с-два! Он запустил текстовый редактор и стал осваивать скоропечатанье. Дело двигалось туго, буквы разбегались, как тараканы из-под тапка, латиница наезжала на кириллицу и на экране то и дело рождались фразы вроде «Пршла васна. Цвепты расткрыли рылья». Но человек творческий и позитивно устремленный во всем может найти хорошее! У Сережи родилась идея, и, как всякий новорожденный, она была поначалу скукоженной и бестолковой.
Следующим шагом освоения компьютера стало программирование. Загрузочный диск с QBASIC прилагался к книге и, поковырявшись пару часов, Сережа составил первую свою программу. Она выводила на экран надпись «Как вас зовут?» и, после ввода имени, отвечала: «Привет, Сережа!». Дело оказалось неожиданно увлекательным, и скоро Сережа начал составлять довольно сложные программы. Когда он добрался до операторов статистических функций, у него прорезалась мысль: найти оптимальные алгоритмы игр, проверить их на компьютерных моделях и объегорить-таки обидевший его игровой автомат, а владельца – разорить. Книга «Теория игр» нашлась в городской библиотеке, но речь в ней шла вовсе не о Лас-Вегасе и Монте-Карло, не о фишках и кидалах, не о ловких крупье и бриллиантовых авантюристках; даже правил игры «в подкидного» и в «тридцать три» там не было. Страницы наполняли строки математических символов, а текст состоял из вызывавших приступы головной боли абстракций. И все же азы Сережа освоил! Он понял, что такое вероятность, как осуществлять перестановки и исчислять количество комбинаций.
Вот тут-то и произошел великий прорыв, без которого этого повествования не было бы. Сережа вспомнил, как, неловко тыча в клавиши, получал бессмысленные с виду сочетания букв, и понял, что куда ловчее и скорее, простым способом перестановок, это сможет делать сам компьютер – была бы только программа. И тогда осуществиться его мечта – найти самые великие слова, те, что могут все.
Не будем рассказывать, сколько мучительных вопросов предстало перед Сережей в последующие дни. Каким шрифтом нужно писать те слова: кириллицей, арабской вязью, кельтскими рунами? А может, нужны иероглифы, и тогда ничего не выйдет? Достаточно ли только составить текст, или же он должен быть произнесен? Но ведь мысль изреченная есть ложь… Какой длины должно быть слово? Порой отчаяние охватывало Сережу, но он отвергал сомнения и составлял новые и новые варианты программы. В файл данных были введены буквы алфавита, составленного для языка семипупцев – маленького племени из непальских предгорий, славившегося сакральными знаниями и изобилием фонем в речи. Понятное дело, Серегин комп не поддерживал шрифтов этого языка, но Серега собственноручно нарисовал каждую букву на бумаге, отсканировал и занес в машину в графическом формате, а остальное было делом техники.
Еще одна беда была в том, что быстродействие старенького настольника было низким. Серега поднатужился и произвел апгрейд машины, сменив материнскую плату и добавив памяти.
Итак, в конце лета 20… года все было готово. Генератор случайных чисел тасовал буквы, а по экрану двигались и двигались бесконечные колонки слов длиной от пяти до шестнадцати символов. На всякий случай Серега накрыл системный блок старой клеткой для попугаев. Зачем это было сделано, он и сам не знал.
Серега был опустошен работой и тем, что она перешла в совсем другую стадию, а потому на ночь выпил полстакана водки, чего прежде не делал никогда. Он заснул, а компьютер работал, экран мерцал мертвым серым светом и казалось, что кто-то в тишине едва слышно шепчет что-то.
Утром Серегу разбудили скрежет и удары. Между корпусом системного блока и решеткой клетки металось создание, похожее на шестиногую лягушку, щелкало здоровенными клешнями, таращило единственный синий глаз и шипело. Серега приподнял клетку – создание метнулось наружу, шлепнулось об пол, рвануло под кровать и там затихло.
Сергей вооружился шваброй и заглянул под кровать. Тварь сидела в самом темном месте и смотрела из-под клешни. Похоже, ей было страшно.
Серега позвал ее: «Кис-кис-кис!», не получил ответа и пошел к холодильнику, чтобы налить молока. Поставив блюдце под кровать, он задумался: а что же дальше? Он ждал чего-то другого, хотя толком не знал, чего же именно. Кроме того, чудо, несомненно, произошло, но каким словом оно было вызвано, теперь было уже не узнать: программа не сохраняла составленных слов.
Когда Сергей снова заглянул под кровать, тварь лежала кверху брюхом возле блюдца и не шевелилась. Молоко убило ее. Это решало проблему, но и показывало, что занятия Сергея – вовсе не игра и могут быть опасны. Он решил, что будет запускать программу только в то время, когда он дома. Выходило, что для этого оставались только ночи, потому что днем он был на работе, а вечером спасал от жары огород.
Две других ночи не принесли ничего нового. На третье утро он нашел в клетке горсть гвоздей, вполне обычных «соток», но со шляпками с обоих концов и таких хрупких, что ломались при падении со стола. Сергей сложил их в гнезда коробки из-под ампул для инъекций и убрал в шкаф. Коме гвоздей, в клетке обнаружился ломоть студня самого подозрительного вида. Проткнутый вилкой, студень начал греться и исходить паром, а когда Сергей вынес его в совке во двор, по почерневшей съежившейся поверхности уже бегали маленькие злые искры. Парой минут позже только запах горелого мяса и почерневшая краска на совке напоминали о случившемся.
Вечером Сережа вышел с лейкой в огород. Помидоры уже завязались, кусты с поникшей листвой просили полива.
За штакетником стояла соседка Галка и смотрела на Сережу. У нее были замечательные глаза: карие, смеющиеся, с пушистыми ресницами. Ее кожа там, где не скрывало легкое платье, была вызолочена предзакатным солнцем.
Сережа поставил на землю лейку и молча смотрел, не зная, что сказать, на Галку. Наконец, она показала ему язык и побежала к своей калитке. С лебеды, которую соседка задевала ногами, поднимались желтые облачка пыльцы. Пахло летней степью, одуряющее и горько.
Закончив полив, Сережа вернулся домой и включил компьютер. Он изменил в программе длину слов, увеличив ее до тридцати двух символов, и убрал клетку: будь что будет!
Ночью компьютер серыми полосами гнал и гнал по монитору слова; Сережа тревожно дремал и не видел тусклых сполохов, плывущих от системного блока.

В пустоте бездонного сосуда Протей очнулся от дремы, в которой пребывал несчетные века. Он направился к стенке и вскорости коснулся ее. Стенка прогнулась и завибрировала, но не разошлась. Протей почувствовал: осталось немного, преграда истончается. Это могло означать одно: кто-то продолжает его работу по строительству мира и скоро он будет свободен. Протей злорадно подумал о том, что Онорее и Иморрою следует позаботиться о своей судьбе, и снова задремал.

Проснувшись, Сережа огляделся. Ничего примечательного не произошло. Диск монитора сжимался и разжимался в обычном режиме, бахрома шевелилась, отображая символы. Настроение с утра было приподнятое и одновременно тревожное. Сережа стал прикидывать, сколько вариантов прокачалось за ночь, и тут вдруг понял причину странного душевного состояния. Просто ночью ему приснился сон, в котором он видел Галку. В том сне они шли по бесконечной дороге под бархатным небом, усыпанном звездами, и впереди была вечность.
Сережа вздохнул и решил вдруг, что все его игры в слова никчемны и глупы. Он не стал возиться с остановкой программы, а просто обесточил компьютер.
Он взял лейку и, радостно выпуская пар из дыхалец, побежал в огород.
Помидоры после вечернего полива расправились, внутри плодов уже явственно проглядывались личинки. Скоро они раздобреют на сочной мякоти, нальются жиром и сладостью и тогда будет первая летняя жареха, под которую не грех пропустить пьянящих почек синего салата.
Хлопнула калитка. Галка шла по улице, снова глядя на Сережу, и оба сердца его зашлись от восторга. Мир, многократно отраженный в ее фасеточных глазах, сиял; хитин верхних рук отливал розовым металлом; тонкая ткань над дыхальцами двигалась в такт дыханию, легко и ровно.
Сережа окликнул Галку и они сошлись, разделенные штакетником.
Прошло три месяца. Сережа и Галка живут вместе. Они обменяли две двухкамерные норы на трехкамерную. Скоро в третьей камере Галка отложит яички, и Сережа будет их обдувать. Врач говорит, что яичек будет не меньше десяти.
Сережа написал статью «Упавшим струбом разрезало подкрыльника. Кто следующий?» Статью заметили в области, и Сережу ждет повышение. Еще он борется с оккультизмом и суевериями, разоблачая их в своих заметках. Порой он думает, что это так хорошо – мир, не зависящий от слов, вечный и неизменный.

Сила духа – это и смелость, и доброта, и уважение, и любовь, которые человек сохраняет в себе, во что бы то ни стало. Это, на мой взгляд, человеческая натура, такая, какой она должна быть. Данная тема достаточно часто освещалась и в литературе, и в кинематографе, кроме того, сильные духом люди живут среди нас.

Аргументы из литературы

  1. (49 слов) Первое произведение, пришедшее на ум, раскрывающее тему силы человеческого духа – «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого. Повесть об обычном человеке, рядовом советском солдате, который смог преодолеть не только холод, голод, нечеловеческую боль, но и самого себя. Лишившись ног, Мересьев пересилил отчаяние и сомнения, доказав, что он способен на всё.
  2. (38 слов) Александр Твардовский в поэме «Василий Тёркин» описывает простого русского парня, солдата, сражающегося за свою страну. На примере Тёркина автор показывает силу духа всего русского народа. Например, в главе «Переправа» герой переплывает ледяную реку под обстрелом, чтобы выполнить приказ.
  3. (38 слов) «Молодая Гвардия» А. Фадеева – ещё одно произведение, повествующее о силе человеческого характера, о любви к Родине, о принципах и о несгибаемой воле. Несмотря на свой юный возраст, молодогвардейцы не отступили ни перед собственным страхом, ни перед врагом.
  4. (54 слова) Сильного духом человека не всегда видно с первого взгляда. От его скромности и покоя может сложиться ощущение, что перед нами, скорее, слабая личность. Хмурый и молчаливый герой В. Быкова Сотников, на самом деле, является примером храбрости, стойкости, преданности и, конечно, силы характера. Претерпевая пытки, он не сдает товарищей и не соглашается служить врагу.
  5. (62 слова) Сильным духом человеком можно назвать Петра Гринёва – главного героя произведения А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Гринёв оказался перед сложным выбором: с одной стороны – служба под предводительством Пугачёва, предательство; с другой – смерть и верность себе, долгу. Чтобы сберечь честь, юноша напряг все свои силы и предпочел казнь измене. Даже сохранив жизнь, он все равно не раз рисковал ею, чтобы поступать по совести.
  6. (44 слова) Волевой и сильный духом человек – герой произведения Николая Лескова «Очарованный странник». Сила человеческого духа здесь проявляется в умении преодолевать жизненные трудности, не опускать руки, прощать и признавать свои ошибки. Стараясь замолить грехи, Флягин идет в рекруты вместо сына незнакомых бедняков и совершает подвиг.
  7. (53 слова) Сострадание – одно из важнейших качеств сильного человека, по мнению М. Горького. Сила духа раскрывается, по мнению писателя, не только в твёрдости нрава, но и в любви к людям, умении жертвовать собой ради других, нести свет. Таков герой повести « Старуха Изергиль» — Данко, который вывел свой народ из смертоносной чащи ценой жизни.
  8. (45 слов) Сильного духом человека описывает М. Ю. Лермонтов в произведении «Мцыри». Стойкий характер помогает пленнику бороться с обстоятельствами, в которых он находится, с трудностями, которые стоят у него на пути, идти навстречу своей мечте. Юноша сбегает из монастыря и обретает краткосрочную, но страстно желанную свободу.
  9. (46 слов) «Человека можно уничтожить, но нельзя его победить». Об этом повесть Э. Хемингуэя «Старик и море». Внешние обстоятельства: возраст, отсутствие сил, осуждения – ничто по сравнению с внутренней силой человека. Старик Сантьяго боролся со стихией, несмотря на боль и усталость. Потеряв добычу, он все равно остался победителем.
  10. (53 слова) А. Дюма в романе «Граф Монте-Кристо показывает вечную борьбу добра и зла, между ними в реальности очень тонкая грань. Казалось бы, что главный герой, мстящий своим обидчикам, не умеющий прощать, — отрицательный персонаж, но, выбравшись из замка Иф, он остаётся щедрым и добрым, помогая тем, кто заслуживает – это качества человека сильного духом.
  11. Примеры из жизни

    1. (46 слов) Очень много примеров сильных духом людей в спортивной среде. Спорт формирует характер и учит никогда не сдаваться. Ярким примером может служить судьба советского спортсмена, чемпиона Олимпийских игр, Валерия Брумеля. Получив тяжёлую травму, несовместимую со спортом, он нашёл в себе силы вернуться и добиться высоких результатов.
    2. (31 слово) Твердый характер был у хоккеиста Валерия Харламова, история которого была показана в фильме Н. Лебедева «Легенда №17». Идти напролом, несмотря на боль, достигать цели – качества сильного духом человека, воспитанного спортом.
    3. (49 слов) Сила духа проявляется ещё и в умении радоваться жизни, несмотря ни на что. В фильме О. Накаша «1+1. Неприкасаемые» главные герои помогают друг другу раскрыть свои лучшие качества, предпочитая не плыть по течению, а преодолевать препятствия. Инвалид обретает полноту жизни, а бедный афроамериканец – стимул развиваться и становиться лучше.
    4. (56 слов) Сильные духом люди находятся среди нас. Это подтверждает романтическая комедия Ж. Жёне «Амели». Главная героиня – девушка со странностями, но с сильным характером. Она стремится помогать людям, начиная с собственного отца, заканчивая совершенно незнакомым ей мужчиной, который жил в её квартире до неё. В этом стремлении она забывает про себя, жертвую своими желаниями ради счастья других.
    5. (54 слова) В фильме Григория Чухрая «Баллада о солдате» главный герой – молодой солдат, получивший отпуск, чтобы повидаться с матерью. Несмотря на цель – увидеть самого родного человека – Алёша Скворцов не может пройти мимо нуждающихся в помощи людей. К примеру, он помогает инвалиду войны найти семейное счастье. В этом стремлении в деятельному добру выражается истинная сила духа.
    6. (45 слов) Примером силы духа может служить адмирал Пётр Степанович Нахимов, не проигравший за всю жизнь ни одного сражения. Человек исключительной силы воли, жертвовавший собственным здоровьем ради страны. Выполняя приказы, казавшиеся невыполнимыми, он никогда не жаловался и не роптал на судьбу, а молча выполнял свой долг.
    7. (30 слов) История М.В. Ломоносова, величайшего русского учёного, известна многим. Благодаря силе духа, верности своим идеалам, он шёл навстречу своей мечте пешком из глухой деревушки, чтобы стать выдающимся ученым мирового уровня.
    8. (51 слово) Иногда природа настолько усложняет человеку жизнь, что, кажется, выхода нет совсем. Только благодаря силе своего характера, Ник Вуйчич, родившийся без рук и без ног, стал известен на весь мир. Ник не только читает мотивирующие лекции, пишет книги, но и ведёт активный образ жизни: занимается сёрфингом, играет в гольф и футбол.
    9. (45 слов) Джоан Роулинг – британская писательница, подарившая детям всего мира веру в сказку и волшебство. На пути к успеху Дж. Роулинг пришлось столкнуться с многочисленными препятствиями: ее роман никто не хотел печатать. Однако сила воли позволила женщине идти за своей мечтой и воплотить ее в жизнь.
    10. (47 слов) Человек сильный духом не обязательно должен свершать подвиги или становиться знаменитым. Моя подруга – сильный духом человек. Она не боится трудностей, считает, что они необходимы, чтобы формировался характер, старается помогать людям и животным, если видит, что нужна помощь, не запоминает плохое и видит в людях только хорошее.
    11. Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Урок чтения

Тема урока: «Рассказы.

Волшебная сила слов и поступков»

Цели: отрабатывать правильное произношение и чтение слов;

вырабатывать внимание к слову и его частям;

Учить работать логически, вникая в глубину мыслей автора;

Развивать чувство слуха, умение правильно строить ответы;

Развивать скорость чтения вслух и про себя;

Расширять словарный запас детей;

Расширять кругозор учащихся;

Воспитывать чувство ответственности, доброту и внимательность к окружающим, вежливость в отношениях между детьми;

Воспитывать самостоятельность, интерес к учебной деятельности ;

Сохранять здоровье учащихся

Технологии обучения :

личностно-ориентированная, здоровьесберегающая,

Информационно – коммуникационная.

Продолжительность: 40 минут

Оборудование урока:

· Подставки для книг

· Интерактивная доска

· Магнитофон

· Презентация урока

· Мультимедийный проектор

· Экран

Подготовка к уроку : проветривание классной комнаты – 10 мин.;

динамическая перемена - игры

Ход урока:

1. Организационный момент . (дети стоят, ответ сопровождают условным жестом – кивок головы)

У: - Дети, нам тепло? (да)

- В классе светло? (да)

- Прозвенел уже звонок? (да)

- Уже закончился урок? (нет)

- Только начался урок? (да)

- Хотите учиться? (да)

- Значит, можно вам садиться.(дети садятся)

Минутка здоровья:

У : - Ребята, я рада видеть вас красивыми, стройными, здоровыми. Проверьте положение рук, ног, спины, расстояние от глаз до парты.

У : - Скажите мне, пожалуйста, а почему очень важно на уроке спину держать ровно, ноги ставить правильно и не наклоняться низко над партой?

Слайд 1 font-size:14.0pt; line-height:150%;color:black">Д : - Чтобы была красивая осанка, хорошее зрение, легко было дышать.

У : - Правильно. Когда вы держите ровно спину, кровь по вашему организму бежит легко, быстро и от этого ваш мозг работает быстрее!

У : - Можно ли сказать, что правильная осанка помогает нам хорошо учиться?

А кто из вас хочет хорошо учиться, поднимите руку?

Вы готовы показать, чему вы уже научились в первом классе?

2. Артикуляционная гимнастика:

У: - Начнём урок с речевой разминки.

Упражнения на постановку дыхания:

(один ученик у доски показывает упражнения, все повторяют)

- вдох носом, выдох через рот;

- вдох носом, выдох по порциям;

- вдох носом, задержка дыхания, выдох через рот;

У : - Самолеты взлетают: - у - у - у

Машины едут: - ж - ж - ж

Ползёт змея: - ш - ш - ш

Летит комар и звенит: - з - з - з

Сел на лоб, а мы его хлоп! И поймали! (кулачок к уху)

Пусть летит! - з - з – з

У : - Работаем с чистоговоркой. Отчётливо произносите звуки и слоги:

Слайд 2. ша – ша – ша - Наша школа … (хороша)

шо – шо – шо - Учиться будем … (хорошо)

Шу – шу – шу - На уроке я … (пишу)

са – са – са - В лесу бегает … (лиса)

Line-height:150%;font-family:" arial black normal>ос – ос – ос - На поляне много … (ос)

Line-height:150%;font-family:" arial black font-weight:normal> су – су – су - Было холодно в … (лесу)

У : - Читаем шёпотом, медленно:

Слайд 3. мыш - шаш-

Миш - шап-

Мош - шуб-

Кош - пуш-

У : - Читаем тихо, умеренно. Какой слог пропал?

Слайд 4. мышка шашка

Мишка шапка

Мошка шубка

Кашка пушка

Кошка

Проверьте себя. Читайте быстро, не ошибаясь.

Какое новое слово появилось? (кашка)

Читаем ещё быстрее, в темпе скороговорки.

Спасибо за работу. Вы очень чётко старались произносить звуки, слоги и хорошо поработали над скоростью чтения. (отметить особо старающихся учащихся)

3. Работа над новым материалом.

а) Регуляция психического состояния учащихся.

Учитель говорит слова, а дети выполняют действия, отражающие смысл слов.

Все выбирают удобную позу сидения.

Нам радостно, нам весело!

Смеёмся мы с утра.

Но вот пришло мгновение,

Серьёзным быть пора.

Глазки прикрыли, ручки сложили,

Головки опустили, ротик закрыли.

И затихли на минутку,

Чтоб не слышать даже шутку,

Чтоб не видеть никого,

А себя лишь одного!

б) Поэтическая минутка.

Чтение стихотворения ученицей: картина – восход солнца (на экране)

«Я и солнышко» В. Коркина Слайд 5.

Солнышко ясное встало,

Доброе утро! – сказало.

Доброе утро! –

кричу я прохожим.

Весёлым прохожим,

На утро похожим…

Но если проснёшься –

А дождик в окно

Стучит да стучит

И без солнца темно?

Друзья, всё равно…

Придумано мудро: - Доброе утро!

У: - Поднимите руку, кому понравилось стихотворение?

Чем понравилось? (ответы учащихся)

в) Беседа, работа с пословицами.

У : - Первые слова, которыми мы начинаем день, - это здравствуйте,

доброе утро . Произнося их, мы желаем нашим близким и знакомым хорошего здоровья, хотим, чтобы весь день у них был светлым и радостным.

Сегодня на уроке мы поговорим с вами о том, какую силу имеют произнесённые вами слова и совершённые поступки. Давайте прочитаем тему нашего урока.

Слайд 6 . line-height:150%;font-weight:normal"> Приветливо или грубо сказанное слово нередко оставляет в душе след на целый день. Наверно, каждый бы из вас хотел стать волшебником. Но этому научиться нетрудно. Нужно иметь только большое желание, и вы научитесь волшебным словам и поступкам. Ведь волшебные слова – это обычные, простые, умные, полезные и добрые слова. Волшебными они стали потому, что без них просто невозможно обходиться. Часто хорошее настроение у человека зависит от того, оказали ли ему внимание, были ли с ним приветливы, доброжелательны при обращении, и как обидно бывает от невнимания, грубости, злого слова. Больно ранят обидные прозвища, клички.

Народ сложил мудрые поговорки о роли слова в человеческих взаимоотношениях . Давайте с ними познакомимся.

Слайд 7.

line-height:150%"> У: - Послушайте, какие пословицы о роли слова приготовили дети.

Д: - Ласковое слово – что весенний день.

Бритва скребёт, а слово ранит.

Будь своему слову хозяин.

У: - Как понимаете смысл этих слов?

Запомните эти мысли, пожалуйста.

Ведь пройдет время, и кем бы не были, прежде всего вы должны вырасти по-настоящему хорошими людьми – добрыми, смелыми, честными, трудолюбивыми, вежливыми. А этому тоже надо учиться, чтобы не огорчение и досаду, а улыбку и радостные чувства вызывали у окружающих вас людей сказанные вами слова и совершённые вами поступки.

А как вы умеете пользоваться вежливыми словами, мы сейчас проверим, дополнив данные выражения:

Учащиеся переводятся из положения сидя в положение свободного стояния.

Слайд 8.

Растает даже ледяная глыба от слова теплого…

Зазеленеет снова старый пень, когда услышит …

Если больше есть не в силах, скажем маме мы

Когда бранят за шалости, говорим: « Прости, …»

И во Франции, и в Дании на прощание говорят: -

У: - Молодцы, ребята! Вы хорошо знаете волшебные слова.

Слова чудеснейшие эти

Услышать каждый очень рад.

Добреют взрослые и дети

Когда повсюду говорят:

Слайд 9.

У: - Запомните эти слова и почаще ими пользуйтесь в жизни!

Физминутка:

У: - А теперь давайте отдохнём, проведём физминутку «Не ошибись, пожалуйста!» Я буду подавать команды, но выполнять их надо только тогда, когда я назову волшебное слово. Не ошибитесь, пожалуйста!

- Встаньте, пожалуйста!

- Поднимите руки!

- Будьте добры, похлопайте!

- Потопайте!

- Присядьте, пожалуйста!

- Будьте добры, встаньте!

- Тихо сядьте!

- Тихо сядьте, пожалуйста!

Гимнастика для глаз: (слайды 10,11, 12 )

На экране появляется солнышко. Учащиеся вращают глазами по часовой стрелке, а затем в обратную сторону. Учитель ведёт по экрану указкой, дети повторяют движение необходимое количество раз.

На экране появляется цветок. Учащиеся вытягивают правую руку вперед, смотрят на указательный палец руки и описывают две восьмерки, из которых состоит цветок.

На экране появляется снежинка , которую рисует шарик. Учащиеся следят за движением шарика.

г) работа над текстом:

У: - На уроках внеклассного чтения мы прочитали много поучительных рассказов великого русского писателя Льва Николаевича Толстого. Вспомните, какие рассказы вам запомнились особенно?

Сегодня мы познакомимся с ещё одним рассказом Толстого.

Слайд 13. Портрет Л. Толстого

Давайте рассмотрим иллюстрацию на экране. Слайд 14 .

font-size:9.5pt;line-height:150%;font-family:Arial;color:#110EA7">

Это крестьянская изба. Так раньше называли деревянный дом в деревне. Главное место в избе занимала большая квадратная кирпичная печь с широким полукруглым отверстием, которая служила не только для отопления и приготовления пищи, но была и лежанкой, на которой можно было спать.

Чтение текста хорошо читающим учеником:

ученик в роли учителя - стр. 77 «Азбука»

Что особенно взволновало вас в рассказе? (обмен впечатлениями)

Хотелось бы вам дружить с героем этого рассказа?

Чтение текста по предложениям (чтение «цепочкой»):

Нравится вам отношение внука к дедушке?

Как бы поступили вы?

Прочитайте предложение: « Не то дурно,…». Как понимаете?

В этом предложении выражена главная мысль.

Релаксационная пауза

Предлагаю детям немного отдохнуть, положив голову на парту, закрыть глаза и вспомнить, когда им было особенно весело (минута радости )

Что вы почувствовали?

Чтение второго текста учителем – стр. 77

Какие слова были непонятны?

Словарная работа: слайд 15. веретено - приспособление для прядения

font-size:14.0pt; line-height:150%;color:black"> (утолщенный стержень для навивания нити)

ткать – изготовлять материал путём плотного соединения накрест переплетенных нитей

Обмен мнениями о прочитанном.

Самостоятельное чтение текста учениками в парах :

(один читает – другой проверят, и наоборот)

Индивидуальная работа учителя со слабочитающими учениками.

У : - Ребята, как вы думаете, вежливый человек может быть злым?

Вежливость тогда настоящая, когда она искренняя, естественная. А значит, она всегда рядом с добротой, доброжелательным отношением к другому. А если человек добр, он спокоен, а значит, и весел, правда? Об этом убедительно говорится в маленькой сказке Л. Толстого «Белка и волк», которую вы прочитаете дома.

Запись домашнего задания: стр. 78 – читать

4. Рефлексия урока:

У : - Хочу предложить задачу не на вычитание и сложение, а на уважение. Мы сегодня много говорили о волшебной силе слов и поступков людей. В 1-а классе учится 34 мальчика и девочек. Скажите, сколько же детей этого класса постарается с сегодняшнего дня никогда не совершать плохих поступков, а всегда пользоваться волшебными словами и совершать хорошие дела?

Молодцы! Давайте составим девиз нашей жизни. Прочитайте слова (на экране: делать, дела, спешите, добрые ) Расставьте их в таком порядке, чтобы получилась пословица. Слайд 16.

font-size:14.0pt; line-height:150%;color:black">У: - Наш урок подошёл к концу. Что вы можете о нем сказать?

Кому удалось сегодня понять что-то новое для себя?

Вы очень хорошо потрудились, все были дружными, активными, проявляли ум, творчество. Все заслуживаете благодарности. Спасибо за работу!

А теперь потрите ладошки так, чтобы стало жарко. Быстро передайте тепло друг другу, соединив свои ладошки с ладошками товарища. Пусть тепло души ваших друзей согревает вас!

А я хочу закончить урок такими словами:

Да здравствуют смелость, азарт, быстрота!

Да здравствуют вежливость и доброта!

Да здравствуют добрые лица!

И пусть тот, кто злится – стыдится!

- Спасибо за урок. Берегите свое здоровье!

«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог».

Евангелие от Иоанна

«Есть слова – словно раны, слова – словно суд, –
с ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти.
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить».

В. Шефнер.

«Да, есть слова, что жгут, как пламя,
Что светят вдаль и вглубь до дна».

А. Твардовский.

Вся наша жизнь складывается из общения людей, из взаимодействия между людьми. С самого раннего детства и до глубокой старости человек использует в своей жизни Слово. Большинство людей не задумываются о силе и качестве сказанных слов , которые они употребляют. А между тем, каждое Слово, обладая определённой смысловой нагрузкой, имеет свою энергию. Если слова светлые, благотворные, целительные и позитивные, энергия у слов будет созидательная. Если же человек в раздражении произносит негативные слова и выражения, энергия будет разрушающе действовать на окружающих людей.

Каждое слово, произносимое человеком, обладает различной силой, в зависимости от того, какие эмоции и образы преобладают в человеке. В общении двух людей есть всегда говорящий и слушающий, и слова говорящего воздействуют на слушающего своей энергией: либо положительной, либо отрицательной.

Слово, заряженное определённым видом энергии, влияет не только на окружающих людей, но и на самого говорящего, а также на окружающий мир. Как говорится, доброе слово и кошке приятно. А сколько мы знаем примеров, когда спасительное слово поддержки, любви, заботы, доброты, придавало сил больным и вело к выздоровлению. От таких слов появляются неведомые силы и восстанавливающая энергия.

А какова сила сказанного слова в молитве? Колоссальная, жизнеутверждающая, благотворная, исцеляющая, благословляющая.

Сила сказанного слова по отношению к растительному миру также велика. Сколько уже писалось в литературе о необычных экспериментах, когда над растениями говорили слова, несущие позитивную энергию: «Я тебя люблю», «Благодарю тебя», «Ты радуешь нас своей красотой и великолепием». Такие растения вырастали быстро и легко. Если же меняли энергетику на противоположную, то все растения проявляли деформацию, прекращая активный рост.

То же самое касается и воды, которая под воздействием определённых слов, меняет свою структуру. Под воздействием слов благодарности или благословения структура воды приобретает гармоничную форму. Если же задействовать негативные эмоции – структура воды становится безобразной и деформированной.

Научно доказано, что сила сказанного слова поистине велика. С помощью нескольких убедительных слов и фраз можно убедить человека, воодушевить его и вдохновить, помочь поверить в невозможное, создать надежды на будущее. Помочь человеку поверить в счастливую жизнь, в его собственные безграничные силы и возможности.

Если же слово злое, то оно может сильно повлиять на человека, лишить его энергии, рассеять его планы, нанести психологическую травму. Поэтому в нашей повседневной жизни при общении с людьми важно помнить об этой великой силе сказанного слова . Если мы хотим быть здоровыми, радостными и счастливыми, в нас должны преобладать созидательные мысли и образы. А свою речь необходимо наполнять красивыми, правильными и гармоничными словами. Пусть они несут окружающим нас людям созидательную, животворящую энергию.

Как я уже говорила, все произносимые слова обладают различной силой. Всё зависит от того, какие мысли и образы находятся в самом человеке. Вы, дорогие друзья, наверно, замечали неоднократно, что слова одних людей имеют большую силу, значение и вес, а к словам других мы относимся как к пустому звуку. Отчего так происходит, как вы думаете? Возраст человека в данном случае не имеет решающего значения. Всё дело в вере самого человека в то, что он говорит, в его убеждении. И эта сила и вера проявляется через наши мысли, слова и действия.

В связи с этим очень часто приходится выслушивать от людей, что позитивные утверждения (аффирмации), которые они произносят, не изменяют их жизнь, не приносят желаемого результата. Приходится постоянно говорить о том, что частое повторение слов и выражений, конечно, ничего не изменит. Нужно верить в то, что вы говорите.

На самом деле человек обладает колоссальной силой и могущественной энергией. Сила каждого сказанного слова заключается в том, какие чувства и образы находятся на уровне подсознания. Очень важно ощущать сильные, яркие, позитивные чувства. Если постоянно вызывать у себя подобные чувства, тогда и слова ваши будут иметь силу, а жизнь будет яркой, радостной, счастливой и созидательной. Об этом же рассказывается в притче” Сила слова”.

” Весь зал уже был заполнен людьми. Сегодня выступал Мастер – человек заслуженный и уважаемый. Народ притих в ожидании чего-то интересного.

Наконец, Мастер вышел на сцену. Это был немолодой уже человек. Он трогательно щурился, пытаясь охватить взглядом весь зал.

– Здравствуйте, мои друзья. Сегодня мы с вами поговорим о великой силе обыкновенных слов. Эти слова, которыми мы с вами разговариваем, формируют наше с вами настоящее и будущее. Более того, сегодня с вами происходит то, о чем вы думали вчера и позавчера. Думали пылко, страстно…

Тут с последних рядов поднялся молодой человек и, перебивая Мастера, громко сказал:

– Какая чепуха. От того, что я сегодня целый день буду твердить «Бог», я завтра святым не стану. Что вы ерунду здесь городите.

Вдруг Мастер махнул рукой и резко сказал:

– Вы недоумок и невежа!

Не ожидавший от Мастера подобных слов, молодой человек на минутку ошарашено замолчал, а потом разразился бранью. Поток его слов был таким грубым, что сидевшие рядом люди стали просить его успокоится. Некоторые просто опускали от стыда глаза.

Мастер вдруг озорно улыбнулся и сказал:

– Извините, пожалуйста, я погорячился. Простите меня, если можно.

Молодой человек опять застыл в замешательстве. Потом, будто опомнившись, обвел взглядом сидевших вокруг людей. И покраснел. Ему уже было очень неудобно от своей несдержанности, от своих злых и грубых слов.

Он опустился в кресло, а через секунду поднялся и хриплым голосом сказал:

– И вы простите меня. Что-то меня понесло.

Мастер мягко улыбнулся и сказал:

– А вы говорите, что слова не имеют силы. От одних моих слов, вы готовы были меня разорвать на куски, а от других моих слов вы почувствовали стыд. Вот вам и гипнотическая сила слова. Извините меня, молодой человек, еще раз. Ну что, продолжим?”

Я думаю, что каждый из нас может привести соответствующие примеры из своей жизни о силе воздействия наших слов. Помните, пожалуйста, дорогие друзья о том, что мы ответственны за тот мир, который мы создаём своими словами.

Для того, чтобы создаваемый нами мир, был радостным и прекрасным, давайте будем следить за тем, чтобы каждое произносимое нами слово, было добрым, наполненным любовью и благословением для мира и людей.

10 комментариев читателей статьи "Сила сказанного Слова"

    Поучительная притча! Мне вспоминается свой ученический опыт (школа, институт) – насколько разная сила слова у разных людей. В идеале, конечно, каждый человек должен быть на своем месте – и преподавать должны именно те, кто вверит в то, что изучает и чему обучает. Именно такие преподаватели оказывают мощное влияние на учеников, именно они формируют не только наши познания, но и личность, за ними хочется идти.
    Но первый шаг для каждого – это осознанно относиться к тому, что произносишь. Контролировать мысли – это уже для сильно “продвинутых”. Впрочем, есть, к чему стремиться

    Очень выразительный пример в притче! Есть еще такое высказывание: “Бранящийся глупец разит себя секирой, которую каждый из нас носит во рту с рождения”.

    Ирина!Ваша статья очень поучительная.Я часто не контролирую свои мысли и слова.После очень расстраиваюсь ….Но слово не воробей…..Я знаю людей, которые могут долго находиться в состоянии покоя без мыслей.Помогите разобраться в этом.От чего это зависит? С уважением, Светлана.

    Уважаемая Светлана! Очень хорошо, что Вы уже начали задумываться о том, как контролировать свои мысли и слова!
    Если Вы приняли решение контролировать свои мысли и слова, то наберитесь терпения. Полный контроль за мыслями и словами произойдёт не так быстро.
    Существует целая система, чтобы овладеть этим мастерством.
    Если Вы, действительно, знакомы с людьми, которые могут долго находиться в состоянии покоя без мыслей, Вам очень повезло. Таких людей- единицы. Даже простое нахождение рядом с такими людьми -благотворное. Учитесь у них состоянию безмыслия!
    В любом случае, если Вы готовы и намерены работать над собой в этой области, милости прошу, добавляйтесь ко мне в скайп, будем работать. Мой скайп: irinaatma44
    Желаю удачи!

    Вконец признавши слабость слога,
    Объединились слоги в Слово,
    Способное свести в могилу…
    Своим Крылом коснуться Бога!

    Однажды раннею весной
    Сидел на паперти слепой.
    Над обнажённой головой
    Плакат был с надписью такой:

    «СЛЕПОМУ С ДЕТСТВА – ПОМОГИТЕ!»

    Но сам слепой того не видит,
    Что в шапке у него монета.
    (С утра была лишь милость эта…)

    Прохожий, бросив горсть монет,
    Переписал его плакат.
    Услышав звон, слепой был рад,
    Как мог, благодарил в ответ!

    Был к вечеру усилен звон.
    Слепой не ожидал никак.
    И вдруг — знакомый рядом шаг,
    Что поутру запомнил он.

    «Спасибо, добрый человек!
    С утра слепому ты помог.
    Мне не забыть тебя вовек.
    Да вознаградит Вас Бог!

    Полна вся шапка, как во сне!
    В монетах Ваших, знать, секрет,
    Их от души отдали мне…
    Иного объясненья нет!»

    Нежданно вдруг ответ такой
    Услышал радостный слепой:

    «Да нет секрета в тех монетах!
    Но понял я, что правда это,
    Коль говорят о силе СЛОВА.
    Пусть будет для тебя не ново —

    Плакат был переписан твой
    Моею лёгкою рукой,
    Чтоб всяк прочёл, лишь подойдёт поближе:

    «СЕЙЧАС ВЕСНА, НО Я ЕЁ НЕ ВИЖУ!»

    КТО ТЫ
    притча Владимира Шебзухова

    Путь долгий, что пришёл к концу, уж, благо, завершён…
    С тем обратился к мудрецу, кто к старцу долго шёл.

    «Одну лишь истину узнать у мудреца,
    Что мучает вопросом без конца -
    Проделан путь, дабы найти ответ.
    Хочу услышать я в твоём ответе -
    Чего же отвратительнее нет,
    На этом, нашем, не безгрешном, свете?»

    Из уст само вдруг полилось невольно,
    Уверенно и… далеко не робко,
    Едва услышал на вопрос паломник,
    Нежданное от старца, кратко: «Кто ты?»

    «Дорон я… знаменитый счетовод!»
    «Подумай, прежде, чем откроешь рот.
    Дорон - «подарок» - говорит иврит!
    Мне имя, ни о чём не говорит.
    И до профессии твоей мне дела нет,
    Скажи лишь, кто ты, будет и ответ!»

    Задумался, однако, счетовод:
    «Мне не понять, пожалуй, мудрецов.
    Пошто разносит слух о них народ?!»
    Воскликнул: «Человек, в конце концов!»

    «На слух, биологический твой вид,
    Всё также, ни о чём не говорит!»

    «Хоть не был дан прямой ответ,
    Но понял я секрет в ответе!
    Что отвратительнее нет,
    На этом, не безгрешном свете,
    Когда не знаешь, кто ты есть?
    Хвала тебе, мудрец, и Честь!

    Но на прощание скажи,
    Мои, пусть знают, дети,
    Коль мудро эту жизнь прожил
    И бескорыстно всем служил,
    Кто ты, на этом свете?»

    Молчать в ответ седым усам
    И бороде, негоже,
    А посему мудрец сказал:
    «Я, милостью, раб Божий!»

Loading...Loading...