Мода на имена: как чебоксарцы называют своих детей. Чувашский народ: культура, традиции и обычаи Организация работы с трудными школьниками учебно-методические материалы

Наталья Пирюшова
Проект «Чувашская народная культура».

Проект «Чувашская народная культура » .

Выполнила :Пирюшова Наталья Ивановна

Музыкальный руководитель, ГБОУ СОШ СП д. с «Берёзка»

с. Орловка, Кошкинский район Самарская область

Проект «Чувашская народная культура » .

Актуальность проекта : В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребёнка начал национального самосознания, интереса к национальной культуре и традициям посредством возрождения утраченных ценностей, погружения в истоки национальной культуры .

На сегодняшний день взрослые всё реже передают традиции своего народа подрастающему поколению, а родители крайне редко играют с детьми в игры своего детства, не знакомят их со стариной. В такой ситуации детский сад становится местом, где ребёнок узнаёт о культуре , традициях и обычаях своих предков, знакомится с народным творчеством и со старинными вещами в музее. Наиболее значительными и доступными для усвоения детьми, способными вызвать их отклик, являются такие элементы национальной культуры , как сказки, песни, игры, танцы, мифы, народные промыслы , искусство, традиции, обряды и т. д.

Приобщение подрастающего поколения к национальной культуре , обычаям и традициям родного края, к нравственно-эстетическим ценностям своего народа должно осуществляться на всех ступенях обучения и воспитания, особое значение при этом нужно придавать дошкольному возрасту. Именно в этом возрасте, в первые годы жизни, процессе социализации личности происходит интенсивное формирование эмоционально-ценностного, положительного отношения ребёнка к культуре , к своему родному языку, людям, различным вещам и явлениям, что подчёркивают многие учёные (К. Д. Ушинский, А. П. Усова, Е. А. Флёрина, Н. П. Сакулина и др.) .

Народ Чувашии обладает богатой и уникальной культурой , не спроста Чувашию называют краем ста тысяч песен, ста тысяч вышивок и узоров. Сохраняя народные традиции , чуваши кропотливо оберегают свой фольклор, народные ремёсла . Бережно хранят в Чувашском крае память о своём прошлом. «Нет будущего у народа , который забывает своё прошлое» , - гласит чувашская народная пословица .

Нельзя считать себя культурным интеллигентным человеком без знания своих корней, древних традиций, родившихся еще в языческие времена, сохранившихся после принятия христианства и дошедших до наших дней. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них развития духовности. Именно поэтому родная культура , как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

Использование в практике работы по физическому воспитанию фольклора, позволяет не только повысить эффективность физкультурно -оздоровительного процесса, но и оказывает положительное влияние на состояние здоровья, динамику физической подготовленности воспитанников детского сада, а также формирует у них интерес к систематическим занятиям физическими упражнениями. Народные игры имеют важное значение в формировании этнического самосознания личности. В играх воспитывается любовь и уважение к своему народу , формируется стремление к постижению богатства национальной культуры . Чувашские народные игры привлекают внимание многообразием и национальным колоритом, они заключают в себе огромный потенциал для физического развития ребёнка. Но игры развивают не только ловкость, быстроту движений, силу, меткость, также в них отражаются быт, труд, национальные устои, представления о мироздании, времени и пространстве. В чувашских народных играх присутствует единая цель и одноплановость действий; песни, слова и движения органически соединены; имеющие место варианты относятся к началу или концу игр. Игры разнообразны по содержанию и организации. Одни имеют сюжет, роли, игровые действия в них производятся в соответствии с требованиями, заданными правилами. В других играх сюжет и роли отсутствуют, двигательные задания регулируются только правилами. В третьих – сюжет и действия играющих обусловлены текстом, который определяет характер движений и их последовательность.

Цель проекта :

Формирование целостного представления у детей о культуре чувашского народа .

Знакомство с традициями, обычаями, обрядами чувашского народа .

Задачи проекта :

1. Познакомить с основными концепциями происхождения чувашей ; историей развития; вводить детей в мир чувашского прикладного искусства – вышивки, учить детей рисовать, используя разную технику (рисование штампом, рисование ладошкой, трафаретом, кисточкой) ; знакомство детей с художественной литературой (народные сказки , легенды и мифы, пословицы и поговорки);

2. Развивать способность восприятия и осмысления первичных орнаментальных образов-символов чувашских узоров ; развитие умений участвовать в спортивных играх.

3. Воспитывать эмоционально-положительное отношение к чувашскому народу , интерес к его прошлому и настоящему; формирование способности индивидуального самовыражению в процессе продуктивной художественно-творческой деятельности; способность восприятия и осмысления первичных орнаментальных образов – символов чувашских узоров .

Вид проекта : Развивающий, творческий.

Проект по целевой установке : Познавательный.

Руководитель проекта : Пирюшова Н. И. музыкальный руководитель ГБОУ СОШ с. Орловка С\ П детский сад «Березка»

Кошкинского района, Самарской области.

Участники проекта : дети дошкольного возраста, родители (законные представители) воспитанников и сотрудники.

Продолжительность проекта : 1неделя

Место реализации проекта : ГБОУ СОШ с. Орловка С\П детский сад «Березка»

Материально - техническое оснащение : компьютер, видео аппаратура, презентации, национальные чувашские костюмы , орнамент, вышивка и др.

Информационное обеспечение :

1. Васильева Л. Г. Загадочный мир народных узоров . Развитие у детей 5-7 лет способностей к созданию образов символов чувашских узоров в рисовании и аппликации. - Чебоксары : Новое время, 2005.

2. Васильева Л. Г. Чувашский орнамент в рисунках и аппликациях дошкольников. Формирование орнаментального образа в изобразительной деятельности детей 5-7 лет. – Чебоксары : Новое время, 2006.

3. ВасильеваЛ. Г. Хрестоматия «лку» (Родник, раздел «Художественное образование» с. 134-174 - Чебоксары -2006.

4. Дети Ветра : чуваш . сказки / перераб. и обраб. Ирины Митта; рис. Валерия Смирнова. - Чебоксары : Чуваш . кн. изд-во, 1988. - 32 с.: ил.

5. Журнал «Куклы в народных костюмах » , выпуск №27, 2013 – ООО

6. Михайлова З. П. и др. Народные обряды – устои жизни. Чебоксары. 2003

7. Салмин А. К. Hародная обрядность у чувашей . Чебоксары, 1993.

8. Смирнов А. П. Древняя история чувашского народа . Чебоксары, 1948.

9. Старичок с ноготок : сказки / сост. А. К. Салмин. – Чебоксары : Чуваш . кн. изд-во, 2002. – 47 с.: ил.

10. Красавица Тайслу : чуваш . нар. легенды, предания, сказки и потешные рассказы / сост. и перевод М. Н. Юхмы. – Чебоксары : Чуваш . кн. изд-во, 2006. - 399 с.

11. Кузеев Р. Г. Hароды Среднего Поволжья и Южного Урала. Этногенетический взгляд на историю. М., 1992.

12. Сказки и предания чуваш . – Чебоксары : Чуваш . кн. изд-во, 1963. – 131 с.

13. Чувашские народные сказки / [сост . П. Е. Эйзин]. Чебоксары : Чуваш . кн. изд-во, 1993. 351 с.

14. Халх смахлх : хрестомати. – Шупашкар : Чваш кнеке изд-ви, 2003. – 415 с. – Пер. загл.: Чувашский фольклор

Ожидаемые результаты :

В ходе реализации проекта дети узнают :

Как выглядел чувашский национальный женский,мужской костюм (названия частей одежды : рубашка (кепе, особенности ее шитья, поясных украшений «сар» , «яркч» );

Названия головных уборов : масмак, тухъя, сурпан, хушпу;

Какой смысл имеет национальный костюм и о чем говорит узор вышивки;

- элементов узора : сунтах, розетка кеске, как узор применяется в жизни;

Пополнят свой активный словарный запас;

Познакомятся с образами – символами чувашского узора ;

Научатся создавать линейный орнамент, состоящий из художественных элементов;

О чувашских национальных играх ;

О художественной литературе.

1. Рассматривание иллюстраций, открыток и альбомов «Моя Чувашия » , «Чувашские узоры » «Чувашские народные костюмы » , «Чувашские головные уборы » .

Чтение стихов о предметах старины, о родном крае;

Стихотворение М. Юхма «Братский ковш»

- «Заведено издревле было»

- «Чвашн ыр йла нумай» («У чувашей много хороших традиций» ) Р. Сраби

- «О сурпане»

2. Чтение и рассказывание чувашских народных сказок : «На печи лежим, сказки слушаем» .

- «Лиса – плясунья»

- «Мост Азамата»

- «Земля Улыпа»

- «Песня»

- «Почему ель и сосна вечно зеленые»

- «Девушка на луне»

3. Чтение рассказов И. Я. Яковлева :

- «Как я чулок вязала»

- «Лгун»

- «Лентяй, да меру знай»

- «Соня – сонуля»

- «На воре шапка горит» .

4. Чувашские детские игры «Паттр вййнсем» :

- «Надень тухью»

- «Уголки»

- «Луна и солнце»

- «Бросание пояса»

- «Тили – рам»

- «Расходитесь!»

- «Колечко»

- «В быка»

- «Колобок»

- «Хищник в море»

- «Цыган»

- «Сидит Миша»

- «Водяной медведь» .

5. Дидактические игры :

«Найди старинные предметы быта»

«Найди и назови» (элементы одежды чувашей )

«Слова приветствия»

«Найди такой же узор»

«Найди значение узора»

«Сложи чувашский узор »

«Что лишнее»

6. Совместная организованная деятельность детей по декоративному рисованию, лепке, аппликации :

Украшение фартука для Илемпи (рисование)

Салфетка для бабушки (аппликация)

Полотенце – рисование чувашской вышивки

Рубашка для Сетнера –рисование

Смешные маски для ряженых – конструирование

Изодеятельность по знакомым чувашским народным сказкам и легендам

Посуда – лепка по мотивам чувашских глиняных и деревянных изделий, характерная для чувашского быта

Работа с педагогами : Просмотр электронных презентаций для воспитателей :«Чувашская народная культура » ,«Сувениры Чувашии » , «Взгляд в глубину веков» (чувашская орнаментальная вышивка, «Чувашские народные декоративные промыслы»

Работа с родителями : Просмотр электронных презентаций дляродителей : «Чувашская народная культура »

Беседа «Нужно ли возвращаться назад в преданье старины глубокой Чуваш »

Консультация «Знакомим детей с культурой чувашского края »

Выставка изделий чувашского декоративно-прикладного искусства Чувашская вышивка »

Анкетирование родителей «Чувашская культура » .

Чувашские народные шумовые музыкальные инструменты – конструирование из бросового материала

Заключение : Если в результате реализации проект не даст ожидаемого результата, то он будет исправлен и дополнен с учетом выявленных недостатков.

Чувашские народные игры

Журавушка (Тарналла)- Один игрок выбирается сторожем, другой журавлем, остальные – птенцы. Сторож охраняет гороховое поле. Журавль с птенцами прилетает на поле поклевать горох. Сторож их ловит. Поймав птенца, он запирает его в своем домике на краю горохового поля и засыпает. К пойманному птенцу прилетают журавль с журавликами и поют песню:

Ах, журавлик наш, журавушка,

Не забыл ли домик матушки?

Журавлик поет в ответ:

Не забыл я, но сегодня

На гороховом на поле

Меня сторож подловил,

Да и в клетку посадил.

Журавль и птенцы улетают на гороховое поле. Сторож ловит их.

Правила игры. Журавль с птенцами прилетают к каждому пойманному журавлику. Игра продолжается до тех пор, пока сторож не сможет поймать журавля, то все птенцы освобождаются.

Пекарь (Çăкăр пĕçерекен)

Среди игроков выбирается водящий - пекарь. Остальные встают парами друг за другом. Пекарь стоит спиной к игрокам во главе колонны и говорит: «Я пеку хлеб».

Игроки: « Успеешь ли испечь?»

Пекарь: «Успею».

Игроки: « Сумеешь ли догнать?

Пекарь: «Попробую!»

Игроки последней пары бегут мимо пекаря, пекарь их ловит.

Правила игры. Пекарь осаливает игроков касанием руки. Если пекарь поймает одного из игроков, то встает с ним в пару. Игрок, оставшийся без пары, становится пекарем. Если пекарь никого не поймает, то остается водящим. Пекарь не должен ловить игроков, если они, обежав его, взялись за руки.

Лошадки (Лашасем)

один из игроков выбирается покупателем, остальные делятся на лошадок и хозяев. Хозяева подходят к лошадкам и спрашивают: « Кто хочет быть моей лошадкой?» Лошадки выбирают хозяина. Потом игроки встают парами в круг, хозяин стоит за лошадкой. Покупатель подходит к одному из хозяев и торгуется:

Лошадь продается?

Продается!

Сколько стоит?

Триста рублей.

И три копейки не дам.

Покупатель и хозяин бегут по кругу навстречу друг другу. Игрок, добежавший до лошадки первым, становится ее хозяином.

Правила игры. В игре могут быть два и более покупателя, действующих одновременно. Если покупатель добежит до лошади первым, то меняется ролями с хозяином.

Слепой баран (Суккăр такалла)

По жребию выбирают водящего – слепого барана. Ему завязывают платком глаза и ставят у двери. Он берется за ручку двери и говорит:

Дверь крепка и прочна,

Не пускает в дом она.

Тот, кто хорошо растет,

В эту дверь легко пройдет.

Слепой баран разводит руки в стороны и ловит игроков проходящих через дверь.

Правила игры . Водящий не должен подглядывать. Игроки увертываются от водящего. Пойманный считается игрок, которого водящий коснулся рукой. Пойманный игрок становится водящим.

Лесничий (Вăрман хуралçиллĕ)

Один из игроков выбирается лесничим. Остальные ходят по площадке и говорят:

Славно мы в гуляем,

Да и травку собираем,

Для козленка, для ягненка

И для бурого теленка.

Лесничий выбегает на площадку и ловит игроков.

Правила игры . Осаленный игрок отдает лесничему свою вещь и остается в игре. Когда вещей накопится много, лесничий их разыгрывает. Он показывает вещь, а остальные придумывают задание ее хозяину (спеть, отжиматься, прыгать на месте, приседать, обежать игроков и т.д.).

Ручейки (Юхан шывсем)

игроки делятся на 2-3 команды и строятся друг за другом в разных частях

Площадки. На сигнал «Ручейки!» все бегут в разных направлениях (каждый в своей колонне). На сигнал «Большая Волга!» игроки соединяются в одну колонну.

Правила игры . Игрокам следует крепко держать впереди стоящего за пояс. Игроки бегут друг за другом, не выходя из своей колонны. Игроки строятся в одну колонну только после сигнала «Большая Волга!»

Пустая изба (Пушă пуртлĕ)

игроки становятся в круг на расстоянии 3-4 м друг от друга. Один из игроков выбирается водящим. Он выходит в середину круга. Игроки чертят на земле круги (избы) и встают в них. Водящий громко говорит: «В путь!» Игроки меняются избами. Водящий старается занять свободную избу.

Правила игры . Игроки меняются избами только после сигнала «В путь!» Водящим становится игрок, оставшийся без избы.

Отгадай имя (Ятне пĕл)

один из игроков выбирается водящим – медведем. Ему завязывают глаза платком, крутят вокруг себя. Игроки все вместе говорят:

Медвежонок встал на лапы,

Зарычал на нас косматый.

Медвежонок, ты, медведь,

Перестань-ка ты реветь.

А попробуй нас поймать

Игроки разбегаются по площадке. Медведь их ловит. Поймав игрока. Медведь говорит: «Не бойся меня, спой песенку». Игрок ревет: «У-у-у!» Медведь называет имя игрока.

Правила игры . Если медведь узнает игрока по голосу и назовет его имя, то они меняются ролями. Если медведь не узнает игрока, то продолжает водить. Игроки не должны далеко убегать от водящего.


2.3. Традиционные семейные отношения чуваш

Безусловно, чувашское родоведение и его источниковедение имеет свои особенности, диктуемые национальной самобытностью чуваш. Эти особенности важно знать и иметь в виду при изучении чуваш как народа.

По представлениям древних чувашей, каждый человек обязательно должен был сделать два важных дела в своей жизни: поухаживать за стариками-родителями и достойно проводить их в «другой мир», вырастить детей достойными людьми и оставить их после себя. Вся жизнь человека проходила в семье, и для любого человека одной из главных целей в жизни было благополучие его семьи, его родителей, его детей .

Особым почетом в чувашской семье пользовались родители.

Старинная чувашская семья (кил - йыш) обычно состояла из трех поколений: дедушки-бабушки, отца-матери, детей. В чувашских семьях к старикам-родителям и к отцу-матери относились с любовью и уважением, Это очень хорошо просматривается в чувашских народных песнях, в которых чаще всего рассказывается не о любви мужчины и женщины (как в очень многих современных песнях), а о любви к своим родителям, родственникам, к своей родине. В некоторых песнях рассказывается о чувствах взрослого человека, переживающего потерю своих родителей. С особой любовью и почетом относились к матери. Слово «амăш» переводится как «мать», но для своей родной матери у чувашей есть особые слова «анне, апи», произнося эти слова, чуваш говорит только о своей маме. Анне, апи, атăш — для чувашей понятие священное. Эти слова никогда не использовали в бранной речи или в насмешках.

О чувстве долга перед матерью чуваши говорили: «Ежедневно угощай мать блинами, испеченными на своей ладони, - и то не отплатишь ей добром за добро, трудом за труды». Древние чуваши считали, что самое страшное проклятье - материнское, и оно обязательно сбудется.

Жена и муж в чувашской семье. В старинных чувашских семьях жена была равноправна с мужем, и не было обычаев, унижающих женщину. Муж и жена уважали друг друга, разводы были большой редкостью.
О положении жены и мужа в чувашской семье старики говорили: «Хĕрарăм - кил турри, арçын - кил патши. Женщина - божество в доме, мужчина - царь в доме».

Если в чувашской семье не было сыновей, то отцу помогала старшая дочь, если в семье не было дочерей, то матери помогал младший сын. Всякий труд почитался: хоть женский, хоть мужской. И при необходимости женщина могла взяться за мужской труд и мужчина мог выполнять домашние обязанности. И ни один труд не считался важнее другого.

Дети в чувашской семье. Главной целью семьи было воспитание детей. Радовались любому ребенку - и мальчику, и девочке. Во всех чувашских молитвах, когда просят божества дать много детей, упомиыают ывăл-хĕр — сыновей-дочерей. Желание иметь больше мальчиков, а не девочек появилось позднее, когда землю стали распределять по количеству мужчин в семье (в XVIII веке). Вырастить дочь или несколько дочерей, настоящих невест, было престижно. Ведь по традициям в женский костюм входило много дорогих серебряных украшений. И только в трудолюбивой и богатой семье можно было снабдить невесту достойным приданым.

Об особом отношении к детям говорит и то, что после рождения первого ребенка муж и жена начинали обращаться друг к другу не упăшка и арăм (муж и жена), а ашшĕ и амăшĕ (отец и мать). И соседи начинали называть родителей по имени их первого ребенка, например, «Таливан амăшĕ - мать Таливана», «Атнепи ашшĕ - отец Атнепи».

В чувашских селениях никогда не было брошенных детей. Сирот забирали к себе родственники или соседи и растили их как своих собственных детей. И. Я. Яковлев в своих записях вспоминает: «Семью Пахомовых я считаю моей родной. К этой семье до сих пор я храню самые родственные теплые чувства. В семье этой меня не обижали, относились как к родному ребенку. Я долго не знал о том, что семья Пахомовых мне чужая. Только когда мне исполнилось лет 17 … я узнал, что это не родная мне семья». В этих же записях Иван Яковлевич упоминает, что его очень любили.

Одними из самых важных воспитателей детей были бабушки и дедушки. Как и у многих народов, девушка, выходя замуж, переезжала в дом к мужу. Поэтому обычно дети жили в семье с матерью, отцом и его родителями — с асатте и асанне. Сами эти слова показывают, как важны были для детей бабушки-дедушки. Асанне (аслă анне) в дословном переводе - старшая мать, асатте (аслă атте) - старший отец. Мать и отец были заняты на работах, им помогали старшие дети, а младшие дети, начиная с 2-3 лет больше времени проводили с асатте и асанне. Но и родители матери не забывали своих внуков, дети часто гостили у кукамай и кукаçи.

Все важные проблемы в семье решали, советуясь друг с другом, обязательно прислушивались к мнению стариков. Всеми делами в доме могла руководить старшая женщина, а вопросы вне дома обычно решал старший мужчина.

Самым важным воспитанием чуваши считали трудовое. Только на его основе можно было дать все остальные виды воспитания. Ленивый человек не станет трудиться, чтобы помочь кому-нибудь. Только трудом можно решить сложную задачу. Чтобы сделать что-то красивое — надо потрудиться. Самый лучший способ развития мышц — физический труд.

Чувашский ребенок уже с 5—6 лет начинал трудиться — помогать своей семье. По записям Г. Н. Волкова, в 50-х годах прошлого века чувашские ученые опросили старых людей 80—90 лет и узнали, какую работу они могли выполнять в 10—12 лет. Пожилые мужчины назвали 100—110 видов труда (например, колоть дрова, вить веревки, плести лапти, корзины, ремонтировать кожаную обувь, ухаживать за скотом, косить, жать, складывать стога, запрягать лошадь, пахать, боронить и т. д.), пожилые женщины — 120—130 видов (растапливать печь, варить еду, мыть посуду, убирать дом, ухаживать за маленькими детьми, прясть, ткать, шить, стирать, доить коров, косить, жать, полоть сорняки и т. п.).

Предки чуваш считали, что человеку нужно не просто любить труд, а иметь привычку, потребность трудиться, не проводить время впустую. Даже понятие «свободное время» в чувашском языке переводится не как «ирĕклĕ вăхăт» (ирĕк — свобода), а как «пуш вăхăт» — пустое время .

Свою трудовую школу маленький чуваш начинал рядом с отцом-матерью, бабушкой-дедушкой. Сначала он просто подавал инструменты и наблюдал за работой, потом ему доверяли «закончить» работу, например, отрезать нитку на шитье, до конца забить гвоздь. Подрастая, ребенок тянулся к более сложной работе и так постепенно учился всем ремеслам, которые знали его родители.

С раннего возраста каждому ребенку выделяли свои особые грядки, которые он сам поливал, полол, соревнуясь с братьями и сестрами. Осенью сравнивали полученный урожай. Были у детей и «свои» животные-детеныши, за которыми они сами ухаживали.

Так постепенно, посильным трудом дети входили в рабочую жизнь семьи. Хотя слова «труд» и «трудно» очень похожи, но труд на благо семьи приносил много радости.

Любовь к труду у маленьких чувашей проявлялась с ранних лет, и иногда они, подражая взрослым, могли перестараться в своем усердии и «потрудиться» не так, как надо. Например, взять и выкопать поздний сорт картошки раньше времени, недозревшим, да умудриться спустить его в подпол. Тут взрослые не знали, что делать, то ли хвалить, то ли ругать таких «работничков». Но, конечно, дети были серьезными и важными помощниками во всех делах семьи. Старинные традиции трудового воспитания до сих пор сохраняются во многих чувашских семьях.

Нравственное воспитание. Как приучить ребенка всегда поступать так, чтобы не навредить ни людям, ни себе? Маленький ребенок, появившись на свет, не знает, как надо жить, не знает, что такое хорошо, а что такое плохо. В древности у людей не было телевизоров, Интернета, разных журналов и видеофильмов. И маленький человек рос, наблюдая за окружающими его людьми и за природой. Он подражал и учился всему у своих родителей, бабушек-дедушек, родственников, соседей. А также смотрел на солнце, звезды, домашних и лесных животных, следил, как растут травы и вьют гнезда птиц и постепенно понимал, что всё на земле живет и трудится, что люди стремятся помогать друг другу, что человек тоскует без родины и что у всего на свете есть свой родной язык, и что ни одно живое существо не обходится без семьи и детенышей. Так маленький чуваш и получал нравственное воспитание.

После христианизации чувашей постепенно исчез обычай многоженства и левирата. Большие неразделённые семьи уже в 18 веке были редки. Основным типом семьи во 2-й половине 19 века стала малая семья. Мужчина являлся основным владельцем семейного имущества, жена владела своим приданым, самостоятельно распоряжалась доходами от птицеводства (яйцами), животноводства (молочными продуктами) и ткачества (холсты), в случае смерти мужа становилась главой семьи. Дочь имела право наследования наряду с братьями. Девушка готовила приданое с 12-13 лет. В хозяйственных интересах поощрялись ранняя женитьба сына и относительно позднее замужество дочери (поэтому часто невеста была на несколько лет старше жениха). Размеры современной семьи у чувашей в среднем больше, чем у русских (3,1 чел.). Сохраняется традиция минората (младший сын остаётся с родителями как наследник) .

Свадьба продолжалась 4-5 дней, проходила в домах невесты и жениха, а также одного из родственников-покровителей новой семьи (хайматлах). Основные её элементы: обращение старшего дружки с приветственным монологом к родителям невесты, выкуп ворот (символическая плата за въезд во двор невесты), плач невесты, переезд невесты в дом жениха. Первую брачную ночь молодые проводили в клети или другом нежилом помещении, где по обычаю молодая разувала мужа. Во второй день свадьбы совершался ряд обрядов (хождение новобрачной за водой, проверка её хозяйственных способностей). Последний день завершался обрядом снятия покрывала (пёркенчёк) с молодой. После свадьбы происходило посещение молодыми родственников мужа (сен сын кёртни) и новобрачной родительского дома (сурпан сари - буквально показ сурпана). Церковное венчание могло быть как до, так и после свадьбы, нередко спустя значительное время. Известны браки с похищением невесты (с её согласия или насильно). В конце 19 в. существовали различия в свадебных обрядах различных групп чувашей. У вирьял обряды стали упрощаться быстрее, чем у низовых чувашей. В 20 в. сохранились основные элементы традиционной свадьбы: поезд жениха, пир в доме невесты, ее увоз, пир в доме жениха - сочетающиеся с современными обрядами; часть обрядов исчезла (плач невесты, смена головного убора), другие приобрели игровой характер (выкуп приданого и др.) .

Чуваши: этническая история и традиционная культура / Афторы-сост.: В.П. Иванов, В.В. Николаев, В.Д. Димитриев. М.: Издательство ДИК, 2000.96 с.: ил., карт.)

Каховский, В.Д. Происхождение чувашского народа. - 3-е изд., перераб.- Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2003. - 463 с.

Данилов, В.Д. Павлов Б.И. История Чувашии (с древнейших времен до конца XX века): Учеб. пособие. - Чебоксары: Чувашское кн. изд-во, 2003. - 304 с.

Матвеев, А.Г. Мифы, традиции и обряды чувашей. Конспект лекций. Чуваш. ун-т. Чебоксары, 2002. 44 с.

Народ чуваши - довольно многочисленный, только в России проживает более 1,4 млн человек. Большинство занимают территорию республики Чувашия, столицей которой является город Чебоксары. Есть представители народности и в других областях России, а также за границей. По сотне тысяч человек проживают на территории Башкирии, Татарстана и в Ульяновской области, чуть меньше - в Сибирских краях. Внешность чувашей вызывает множество споров у ученых и генетиков о происхождении этого народа.

История

Считается, что предками чувашей были булгары - племена тюрков, которые проживали с IV в. на территории современного Урала и в Причерноморье. Внешность чувашей говорит об их родстве с этническими группами Алтая, Средней Азии и Китая. В XIV веке Волжская Булгария прекратила свое существование, народ переселился на Волгу, в леса вблизи рек Сура, Кама, Свияга. Поначалу было явным разделение на несколько этнических подгрупп, со временем оно сгладилось. Название «чуваши» в русскоязычных текстах встречается с начала XVI века, именно тогда места, где проживал этот народ, вошли в состав России. Происхождение его также связывают с существовавшей Булгарией. Возможно, оно пришло еще от кочевых племен сувар, которые позже слились с булгарами. Мнения ученых разделились в объяснении того, что обозначало слово: имя человека, географическое наименование или что-либо другое.

Этнические группы

Народ чуваши расселялся вдоль берегов Волги. Этнические группы, проживающие в верховьях, назывались вирьял или тури. Сейчас потомки этих людей проживают в западной части Чувашии. Те, что селились по центру (анат енчи) располагаются в середине края, а селившиеся в низовьях (анатари) занимали юг территории. Со временем различия между субэтническими группами стали не столь заметны, теперь это народ одной республики, люди часто переселяются, общаются друг с другом. В прежнее время у низовых и верховых чувашей образ жизни сильно различался: по-разному строили жилища, одевались, организовывали быт. По некоторым археологическим находкам можно определить, какой этногруппе принадлежала вещь.

На сегодняшний день районов в Чувашской республике насчитывается 21, городов - 9. Кроме столичного, в числе крупнейших называют Алатырь, Новочебоксарск, Канаш.

Внешние особенности

Удивительно, но только у 10 процентов от всех представителей народа доминирует во внешности монголоидная компонента. Специалисты-генетики утверждают, что раса смешанная. Принадлежит преимущественно к европеоидному типу, что можно сказать по характерным чертам внешности чувашей. Среди представителей можно встретить людей с русыми волосами и глазами светлых оттенков. Есть и личности с более выраженными монголоидными признаками. Генетики подсчитали, что у большинства чувашей группа гаплотипов аналогична той, что характерна для жителей стран на севере Европы.

Среди других особенностей внешности чувашей стоит отметить невысокий или средний рост, жесткость волос, более темный цвет глаз, чем у европейцев. Естественным образом вьющиеся локоны - явление редкое. У представителей народа часто встречается эпикантус, особая складка у уголков глаз, характерная для монголоидных лиц. Нос по форме обычно короткий.

Чувашский язык

Язык остался от булгар, но значительно отличается от других тюркских языков. Его используют до сих пор на территории республики и в близлежащих областях.

В чувашском языке встречается несколько диалектов. Проживающие в верховьях Суры тури, по мнению исследователей, «окают». Этнический подвид анатари больший упор делал на букву «у». Однако четкие отличительные признаки на данный момент отсутствуют. Современный язык в Чувашии, скорее, близок к используемому этносом тури. В нем есть падежи, но отсутствует категория одушевленности, так же как и род существительных.

До X века алфавит использовался рунический. После реформ был заменен арабскими символами. А с XVIII века - кириллицей. Сегодня язык продолжает «жить» в интернете, появился даже отдельный раздел Википедии, переведенный на язык чувашей.

Традиционные занятия

Народ занимался земледелием, выращивал рожь, ячмень и полбу (разновидность пшеницы). Иногда на полях высеивали горох. С давних времен чуваши разводили пчел и употребляли в пищу мед. Чувашские женщины занимались ткачеством и плетением. Особенно популярны были узоры с сочетанием красного и белого цветов на ткани.

Но и другие яркие оттенки также были распространены. Мужчины занимались резьбой, из дерева вырезали посуду, мебель, украшали жилища наличниками и карнизами. Развито было рогожное производство. А с начала прошлого века в Чувашии всерьез занялись строительством судов, были созданы несколько специализированных предприятий. Внешность коренных чувашей несколько отличается от облика современных представителей народности. Многие живут в смешанных семьях, создают браки с русскими, татарами, некоторые и вовсе переселяются за границу или в Сибирь.

Костюмы

Внешность чувашей ассоциируется с их традиционными типами одежды. Женщины носили вышитые узорами туники. Низовые чувашки с начала XX века облачались в пестрые рубахи со сборками из разных тканей. Спереди был вышитый передник. Из украшений девушки анатари носили тевет - обшитую монетами полоску ткани. На голове носили специальные шапочки, по форме похожие на шлем.

Мужские штаны назывались йем. В холодное время года чуваши носили портянки. Из обуви традиционными считались сапоги из кожи. Существовали специальные наряды, одеваемые на праздники.

Женщины украшали одежду бисером, носили перстни. Из обуви также часто использовались лыковые лапти.

Самобытная культура

От чувашской культуры осталось множество песен и сказок, элементов фольклора. У народа было принято на праздниках играть на инструментах: пузыре, гуслях, барабанах. Впоследствии появились скрипка и гармонь, стали сочинять новые застольные песни. Издавна существовали разные предания, которые отчасти были связаны с верованиями народа. Перед присоединением территорий Чувашии к России население было языческим. Верили в разные божества, одухотворяли природные явления и объекты. В определенное время совершали жертвоприношения, в знак благодарности или ради хорошего урожая. Главным среди прочих божеств считали бога Неба - Тура (иначе - Тора). Чуваши глубоко чтили память о предках. Строго соблюдали обряды поминовения. На могилах, обычно, устанавливали столбы из деревьев определенной породы. Для умерших женщин ставили липы, а для мужчин - дубы. Впоследствии большая часть населения приняла православную веру. Многие обычаи изменились, некоторые со временем были утрачены или забыты.

Праздники

Как и у других народов России, в Чувашии существовали собственные праздники. Среди них Акатуй, отмечаемый в конце весны - начале лета. Он посвящен земледелию, началу подготовительных работ к посеву. Продолжительность празднования - неделя, в это время совершаются особые обряды. Родные ходят в гости друг к другу, угощаются сыром и многообразием других блюд, из напитков предварительно варят пиво. Все вместе поют песню о посеве - своеобразный гимн, затем долго молятся богу Тура, просят его о хорошем урожае, здоровье членов семьи и прибыли. На праздник распространены гадания. Дети бросали в поле яйцо и следили, разбилось оно или осталось целым.

Другой праздник у чувашей был связан с почитанием солнца. Отдельно существовали дни поминовения умерших. Также распространены были земледельческие обряды, когда люди вызывали дождь или, наоборот, желали, чтобы он прекратился. Большие пиры с играми и увеселениями проводились на свадьбу.

Жилища

Селились чуваши вблизи рек в небольших поселениях, именуемых ялами. Планировка расселения зависела от конкретного места жительства. На южной стороне дома выстраивались вдоль линии. А в центре и на севере использовался гнездовой тип планировки. Каждая семья селилась на определенном участке деревни. Родственники жили рядом, в соседних домах. Уже в XIX веке стали появляться деревянные постройки по типу русских сельских домов. Чуваши украшали их узорами, резьбой, иногда - росписью. Как летняя кухня, использовалось специальное строение (лась), выполненное из сруба, без крыши и окон. Внутри находился открытый очаг, на котором занимались приготовлением пищи. Вблизи домов часто строились бани, назывались они мунчами.

Иные особенности быта

До того момента, как главенствующей религией в Чувашии стало христианство, на территории существовало многоженство. Исчез также обычай левирата: вдову больше не обязывали вступать в брак с родственниками погибшего мужа. Количество членов семьи существенно сократилось: теперь в нее включались только супруги и их дети. Жены занимались всеми хозяйственными делами, подсчетом и сортировкой продуктов. На их плечи также возлагалась обязанность ткачества.

По существовавшему обычаю сыновей женили рано. Дочерей же, наоборот, старались выдать замуж попозже, потому нередко в браке жены были старше мужей. Наследником дома и имущества назначался младший в семье сын. Но у девушек также имелось право на получение наследства.

В поселениях могли быть смешанного вида общины: например, русско-чувашские или татарско-чувашские. По внешности чуваши не отличались разительно от представителей других народностей, потому сосуществовали все довольно мирно.

Пища

В связи с тем, что животноводство в крае было развито в малой степени, в пищу в основном употребляли растения. Основными блюдами чувашей были каши, (полбяная или чечевичная), картофель (в более поздние века), супы из овощей и зелени. Традиционный испеченный хлеб называли хура сакар, его выпекали на основе ржаной муки. Это считалось женской обязанностью. Распространены были также сладости: ватрушки с творогом, сладкие лепешки, ягодные пироги.

Еще одно традиционное блюдо - хулла. Так назывался пирог в форме круга, в качестве начинки использовали рыбу или мясо. Чуваши занимались приготовлением разных видов колбас на зиму: с кровью, с начинкой из круп. Шартан - так назывался сорт колбасы, сделанный из овечьего желудка. В основном мясо употребляли только по праздникам. Что касается напитков, чуваши варили особенное пиво. Из полученного меда делали брагу. А позднее стали употреблять квас или чай, которые были позаимствованы от русских. Чуваши с низовья чаще пили кумыс.

Для жертвоприношений использовали птицу, которую разводили дома, а также конину. На некоторые особые праздники закалывали петуха: например, когда на свет появлялся новый член семьи. Из куриных яиц уже тогда делали яичницу, омлеты. Эти блюда употребляются в пищу по сей день, и не только чувашами.

Известные представители народа

Среди обладающих характерной внешностью чувашей встречались и известные личности.

Вблизи Чебоксар родился Василий Чапаев, в будущем известный полководец. Его детство прошло в небогатой крестьянской семье в деревне Будайка. Другой известный чуваш - поэт и писатель Михаил Сеспель. Писал книги на родном языке, одновременно был общественным деятелем республики. На русский язык его имя переведено как «Михаил», но по-чувашски звучало Мишши. В память о поэте были созданы несколько памятников и музеев.

Уроженцем республики также является В.Л. Смирнов, уникальная личность, спортсмен, ставший абсолютным чемпионом мира по вертолетному спорту. Обучение проходил в Новосибирске и неоднократно подтверждал свое звание. Есть среди чувашей и именитые художники: А.А. Кокель получил академическое образование, написал множество потрясающих работ углем. Большую часть жизни провел в Харькове, где преподавал и занимался развитием художественного образования. В Чувашии также родился популярный артист, актер и телеведущий

Результаты поиска

Нашлось результатов: 117281 (1,99 сек )

Свободный доступ

Ограниченный доступ

Уточняется продление лицензии

1

Этнопедагогика России XIX века (В связи с проблемой патриотизма в современной России)

Чебоксарская типография № 1

90-ые годы прошлого века показали, что реформаторский курс государственной машины буксует прежде всего из-за неумения использовать творческую энергию народа, отсутствия взаимопонимания между властью и народом. Нашими предками накоплен колоссальный опыт жизнеустройства, воспитания подрастающего поколения в патриотическом духе. В этом опыте, являющемся основой этнопедагогики, немало ценного и для воспитания современного патриота России.

Яковлевым в 1868 году, оказавшая прямое воздействие на сотни школ для чувашских детей . <...> Он постоянно искал пути и методы, наиболее удобные, доступные и приемлемые для чувашских детей . <...> Говоря о достоинствах букваря для чувашских детей , газета "Симбирянин" от 15 декабря 1913 года писала <...> Педагогдемократ поощрял обучение чувашских , татарских, мордовских детей на их родном языке. <...> Много радости и удовольствий нес чувашским детям главный народный праздник "Акатуй", где устраивались

Предпросмотр: Этнопедагогика России XIX века.pdf (2,5 Мб)

2

Н. В. Никольский - ученый, педагог, общественный деятель учебное пособие

Изд-во ЧГУ

В книге, издаваемой в качестве учебного пособия для студентов факультетов исторического, чувашской филологии и культуры, журналистики Чувашского университета, освещается жизненный путь, научная, просветительско-иедагогическая и общественная деятельность крупного чувашского ученого, видного деятеля культуры и образования Николая Васильевича Никольского (1878 - 1961).

К сожалению, детей у них не было. С ноября 1903 по 1917 г. <...> ведь почти всегда Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» случается так: родные дети <...> пчеловодстве, медицине (особенно о холере и трахоме, о вреде пьянства и курения), географии, воспитании детей <...>детей . <...> обеспечение школ было скудное, условия жизни обучающихся ужасные, вследствие чего значительное число детей

Предпросмотр: Н. В. Никольский - ученый, педагог, общественный деятель.pdf (2,0 Мб)

3

Сборник юмора на библиотечно-библиографическо-информационно-компьютерную тему

В сборнике юмора приводятся примеры библиографических описаний и требований читателей библиотек, выдержки из планов и отчетов, из названий книжных выставок и массовых мероприятий, из ответов студентов библиотечных факультетов на экзаменах, из записей в читательских формулярах.

"Отцы и дети ").  "Водоросль" (Фонвизин. "Недоросль").  Драйзер "Бак" (Драйзер Т. <...> "Вовка добрая душа").  "Подземельные дети " (Короленко. <...> "Дети подземелья").  Фрейд Третий (Фрейд З.).  О"Генри "Стальной или кожаный" (О"Генри. <...> Мелкие книжки клеят дети (если есть клей)". <...> "Дети , родители и их воспитание". "Маршал Жуков, каким мы его помним".

Предпросмотр: Сборник юмора на библиотечно-библиографическо-информационно-компьютерную тему.pdf (0,2 Мб)

4

В статье рассмотрены два практических направления работы по проблеме раннего материнства: социальная адаптация несовершеннолетних матерей и социальная профилактика раннего материнства. Описаны локальные программы по социальной адаптации несовершеннолетних матерей и социальной профилактике раннего материнства, которые были разработаны и реализованы в 2013-2014 гг. в г. Волгограде.

Специалистами ГКУ CO "Ворошиловский центр социальной помощи семье и детям " был сформирован социальный <...> <...> По результатам анализа опросника "Родителей оценивают дети " установлено, что в семьях у 20% опрошенных <...> взаимоотношений родитель-ребенок (опросник "Взаимодействие родитель-ребенок" и опросник "Родителей оценивают дети

5

№31-32 [Сельская Новь ( Забайкальского края), 2013]

Общественно-информационная газета Акшинского района

О РАЗНОМ На окраине Акши возводятся дома для детей -сирот НЕ ЭКОНОМЬТЕ! <...> Дома остались старики, больные, женщины и дети . <...> Матери своих детей почти не видели: уходили на работу чуть свет, возвращались, когда дети уже спали. <...> Черные годы выдержала, детей вырастила без чьей-либо помощи. <...> Мы, дети , внуки, правнуки, гордимся им, его подвигами.

Предпросмотр: Сельская Новь (общественно-информационная газета Акшинского района Забайкальского края) №31-32 2013.pdf (0,9 Мб)

6

№29-30 [Сельская Новь (общественно-информационная газета Акшинского района Забайкальского края), 2013]

Общественно-информационная газета Акшинского района

и детей , оставшихся без попечения родителей». <...> Постепенно решается жилищная проблема для таких детей и в нашем районе. <...> Ранее жилье для детей -сирот и детей , оставшихся без попечения, приобреталось на вторичном рынке жилья <...> На сегодняшний день в Акшинском районе насчитывается 97 детей -сирот или детей , оставшихся без попечения <...>Дети Леонида Георгиевича продолжили семейную традицию.

Предпросмотр: Сельская Новь (общественно-информационная газета Акшинского района Забайкальского края) №29-30 2013.pdf (0,7 Мб)

7

УЛУЧШЕНИЕ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ В РЕЗУЛЬТАТЕ ПРИОРИТЕТА ПРОФИЛАКТИКИ, ДИСПАНСЕРИЗАЦИИ И ВОСПИТАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ [Электронный ресурс] / Авраамова [и др.] // Здоровье и образование в XXI веке. Журнал научных статей.- 2017 .- №3 .- С. 9-12 .- Режим доступа: https://сайт/efd/589041

Международный и отечественный опыт в стоматологии свидетельствует о том, что улучшение стоматологического здоровья населения можно достигнуть путем внедрения государственных программ профилактики. В статье проведен анализ возможностей, позволяющих снизить стоматологическую заболеваемость населения. Включение в перечень основных мероприятий государственной программы РФ «Развитие здравоохранения», подпрограммы «Первичная профилактика стоматологических заболеваний среди населения Российской Федерации», имеющей профилактическую направленность в оказании стоматологической помощи, позволит достичь улучшения стоматологического здоровья населения.

В Финляндии за 20 лет у 12-летних детей КПУ снизился от 12 до 0,5. <...> В Норвегии через 20 лет внедрения программы 70% 5-летних детей и 60% 12-летних детей не имели кариеса <...> "Здоровые дети " в стоматологии, это дети , санированные, не имеющие выраженных заболеваний зубочелюстной <...> Однако, абсолютно здоровых детей практически нет, а санированные дети не являются здоровыми, у них в <...> Более того, санированные дети уже относятся к группе риска по этим заболеваниям.

8

№37-38 [Сельская Новь (общественно-информационная газета Акшинского района Забайкальского края), 2013]

Общественно-информационная газета Акшинского района

Васильев, а затем дети и взрослые высадили саженцы. <...> Пользуются уважением односельчан их дети . <...> Пошли совместные дети . <...> Новые книги ЧАСТЬ ЕДИНОГО ЦЕЛОГО сти детей в купеческое сословие. <...> У детей больше распространен алиментарный путь заражения.

Предпросмотр: Сельская Новь (общественно-информационная газета Акшинского района Забайкальского края) №37-38 2013.pdf (1,3 Мб)

9

Мера человеку: памяти Д. З. Арсентьева

Статья посвящена подвижнику и ревнителю русского слова - Дмитрию Зосимовичу Арсентьеву

произведений, в первую очередь, одного из самых известных и спорных до сего времени романов "Отцы и дети <...> Он пишет: «Главная проблема романа заложена в его заглавии "Отцы и дети " Это проблема блудного сына и

Предпросмотр: Мера человеку памяти Д. З. Арсентьева.pdf (0,1 Мб)

10

№35-36 [Сельская Новь (общественно-информационная газета Акшинского района Забайкальского края), 2013]

Общественно-информационная газета Акшинского района

Выросли дети Леоновых, создали свои семьи. <...> Вырастили 2 детей , растут 2 внука. <...> У родителей было семеро детей . <...> Все дети Антипиных остались работать в селе. <...> Были тогда дети (их у нее двое) маленькие.

Предпросмотр: Сельская Новь (общественно-информационная газета Акшинского района Забайкальского края) №35-36 2013.pdf (0,7 Мб)

11

Храм мой - библиотека (история становления и развития Национальной библиотеки Чувашской Республики)

В книге прослеживается 125-летняя история Национальной библиотеки Чувашской Республики.

Обнаружив одаренных детей из села, он приглашал их, подобно И.Я.Яковлеву, в городскую школу, поддерживал <...> Как известно, начиная с 1960 года изучение родного языка было поставлено в зависимость от желания детей <...> ООО «Aгентство Kнига-Cервис» Л.Федоровой, П.Яккусен, Ф.Агивера, П.Афанасьева, В.Алендея, книги для детей <...> Среди любимых писателей дети отдали предпочтение А.Пушкину, С.Есенину, А.Ахматовой, А.Дюма, Д.Чейзу. <...> детства не ходил по тропам, ведущим к этому благу, и, зачитываясь его книгами, не мечтал быть похожим на детей

Предпросмотр: Храм мой - библиотека.pdf (14,4 Мб)

12

Разработка маркетинговой политики туроператорской фирмы (на примере ООО Библио Трэвел (туроператора Библио Глобус)

Проверено через систему поиска текстовых заимствований

Темпы роста спроса Доля на рынке Высокая Низкая Высокие "Звезды" "Трудные дети " Низкие "Дойные коровы <...> :  "Звезды" – сохранение лидерства;  "Дойные коровы" – получение максимальной прибыли;  "Трудные дети <...> Причем дети в возрасте до 12 лет составили 27% от общего числа потока туристов, что на 10% больше по <...> графе могут быть представлены цены на размещение, например, в трехместном и четырехместном номере для детей <...> Причем в эту же графу выкладывается разница в цене между размещением детей в возрасте от 2 до 6 лет,

Предпросмотр: Разработка маркетинговой политики туроператорской фирмы (на примере ООО Библио Трэвел (туроператора Библио Глобус).pdf (0,5 Мб)

13

“Современная драматургия”: пьесы и годы Полный список пьес, опубликованных в журнале "Современная драматургия" за период с 1982 по 2019 годы

М.: Редакция журнала "Современная драматургия"

Перед вами - "творческий отчет" нашего журнала за всю его историю, начиная с 1982 года. Здесь вы найдете названия каждой из пьес, напечатанных на страницах издания, с указанием времени публикации, включая текущий номер. Они собраны в пять разделов, в основном отражающих структуру журнала; драматурги объединены по языковому признаку; фамилии даны в алфавитном порядке. Список пьес регулярно пополняется и обновляется.

<...> <...> "Чужие дети " - ¹ 4, 1984 Ш. Валиханов. "Чокан" - ¹ 1, 1985 Я. Верещак. <...> "Виктор, или Дети у власти" - ¹ 4, 2002 Г. Гауптман. "Затмение" - ¹ 1, 1994 И. Голль. <...> "Чужие дети " - ¹ 4, 1984 Ш. Валиханов. "Чокан" - ¹ 1, 1985 Я. Верещак.

14

Чувашское искусство: вопросы теории и истории. Вып. 2. [сборник статей]

В сборник вошли статьи по истории и тетории чувашского искусства: истории чувашской музыки, чувашском изобразительном искусстве, традиционном чувашском костюме и др.

Вскоре он женился, и в семье прибавилось еще пятеро детей . <...> Если присмотримся к чувашским обрядам, шрам детей и молодежи, то заметим, что в них почти отсутствует <...> Во время обхода исполнялись песни, пляски, дети изображали овец и ягнят. <...> В игре "Собака и белки" встречаются дети среднего возраста. <...>Дети отыскивают любой мерзлый комок. По жеребьевке определяют "Хозяина быка".

Предпросмотр: Чувашское искусство вопросы теории и истории. Вып. 2..pdf (0,0 Мб)

15

№21-22 [Сельская Новь (общественно-информационная газета Акшинского района Забайкальского края), 2013]

Общественно-информационная газета Акшинского района

Хорошо было организовано питание детей . Особенно хорошее впечатление произвел лагерь на крестьян. <...> Великим стимулом в воспитании детей было соревнование. <...>Дети ухаживали за садом, отдыхали, купались, с удовольствием пили минеральную воду. <...> Мамочка, прими от нас, детей , Поздравленья в славный юбилей. <...> С любовью дети , внуки, правнуки (Акша, Нижний Цасучей, Чита, Улан-Удэ).

Предпросмотр: Сельская Новь (общественно-информационная газета Акшинского района Забайкальского края) №21-22 2013.pdf (0,8 Мб)

16

Теория и методика воспитания у детей нравственно-волевых качеств в детском саду

М.: ПРОМЕДИА

а занятиях в дет ­ ском саду. <...> Актквижапяи деятедаяоотя дета ! <...> I группа 8 детей (подгруппа "а" 3 ребенка, подгруппа "б" 5 детей ), П группе 10 детей (соответственно <...> 7 я 3 ре­ бенка) , Ш группа 21 ребенок (14 в 7 детей ), ГУ группа 6 детей (4 в 2 ребенка). <...>Дета четвертой группы были пассивны.

Предпросмотр: Теория и методика воспитания у детей нравственно-волевых качеств в детском саду.pdf (0,0 Мб)

17

Организация работы с трудными школьниками учебно-методические материалы

ФГБОУ ВПО "ШГПУ"

Учебно-методические материалы включают в себя принципы, содержание, методы и приемы работы с трудновоспитуемыми детьми, материалы по выявлению, анализу и преодолению трудновоспитуемости. Сборник рекомендуется студентам всех педагогических направлений (специальностей).

Не рождаются трудными дети ! Просто им вовремя не помогли. С. Давидович Введение Трудные дети ... <...> А педагоги не всегда понимают, что дети , растущие в неблагополучной семье, или дети , которых неправильно <...> К благополучным детям К трудным детям 1. <...> Изучение интересов и способностей детей . 2. <...> Ваши права, дети . М., 1992.

Предпросмотр: Организация работы с трудными школьниками.pdf (0,5 Мб)

18

ВЛИЯНИЕ ТЕХНОГЕННОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ НА СОСТОЯНИЕ ХВОЙНЫХ ДРЕВОСТОЕВ АВТОРЕФЕРАТ ДИС. ... ДОКТОРА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ НАУК

СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Цель работы - на основе оценки экологического состояния лесов в техногенных зонах с лесоводственно-таксационной точки зрения, зонирование поврежденных лесов, моделирование процессов деградации, происходящих в данных экосистемах и разработка основ природопользования в лесах, ослабленных промышленными эмиссиями

Вена). международном форуме "Север и дети " (г. <...> Лесные технологии и эколо­ гия города./ Север и дети . Материалы международного форума.

Предпросмотр: ВЛИЯНИЕ ТЕХНОГЕННОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ НА СОСТОЯНИЕ ХВОЙНЫХ ДРЕВОСТОЕВ.pdf (0,0 Мб)

19

№25-26 [Сельская Новь (общественно-информационная газета Акшинского района Забайкальского края), 2013]

Общественно-информационная газета Акшинского района

Белозерцев), помощи больным детям и др. Глава района А. <...> Приучайте и своих детей к бережному отношению к окружающей среде. <...>Детей в семье стало семеро. Шура была матери помощницей. <...> Конкурс проводится по двум группам: 1 дети от 7 до 10 лет 2 от 11 до 14 лет. <...> Муж, дети , внуки, правнуки (Новокургатай, Чита, Нерчинск, Борзя, Алейск). Жена, дети , внуки.

Предпросмотр: Сельская Новь (общественно-информационная газета Акшинского района Забайкальского края) №25-26 2013.pdf (1,2 Мб)

20

Статья посвящена борьбе свободомыслия с косностью, нового со старым.

Kнига-Cервис» монетой в политических и г р а х: " Л ю б о п ы т н а я это, вообще, ш т у к а " к р а с н ы е дети <...> что не н а л е п и л и столь пышной в ы в е с к и, к а к на несчаст­ н ы х с о в д е п о в с к и х детей <...> И пусть дет ­ с к а я л и т е р а т у р а 2 0 х годов б ы л а д а л е к а от этого и д е а л а, б у н <...> , если з а н и м а л и с ь б л а г о т в о ­ рительностью, к п р и м е р у, з в а л и н а е л к у детей

21

Философ. Критик. Публицист.К 175-летию со дня рождения Николая Николаевича Страхова. Библиограф. указатель литературы

Николай Николаевич Страхов, уроженец Белгорода, известный в свое время мыслитель, философ и литературный критик, творчество которого длительное время замалчивалось. Он оставил наследие в области философии, публицистики, литературы. В указатель включены краткая биографическая справка Н.Н. Страхова, библиография его печатных трудов, писем и переводов, литература о его жизни и деятельности.

"Отцы и дети " И. Тургенева." <...> Страхов об «Отцах и детях » // Внутренняя организация художественного произведения. – Махачкала, 1987.

Предпросмотр: Философ. Критик. Публицист.К 175-летию со дня рождения Николая Николаевича Страхова. Библиограф. указатель литературы.pdf (0,5 Мб)

22

Воспитание культуры здоровья средствами традиционной народной педагогики: игра как территория здорового детства

ООО "Агентство Пресса"

В учебном пособии содержатся рабочие материалы для углубленного изучения народной игры как педагогического средства воспитания культуры здоровья, приведено исследование игры как феномена культуры и особого способа проживания бытия ребенка, анализируются проблемы современного игрового пространства. Пособие предназначено для педагогов разнопрофильных образовательных учреждений, студентов педагогических вузов и колледжей с целью организации образовательной деятельности в условиях многонациональной образовательной среды с использованием традиций русской народной игры.

Абраменковой «Во что играют наши дети . Игрушка и антиигрушка» (8). <...> Здесь всюду распространен обычай кормить детей грудью очень долго» (19; 43). <...> Каков идеал здорового человека в представлении современных детей ? 3. <...> Какие культурные смыслы впитывают благодаря этой игре малые дети ? <...> Каков идеал здорового человека в представлении современных детей ? 9.

Предпросмотр: Воспитание культуры здоровья средствами традиционной народной педагогики игра как территория здорового детства.pdf (0,5 Мб)

23

№1 [Социология медицины, 2016]

Основан в 2002 г. Главный редактор журнала - Решетников Андрей Вениаминович - академик РАМН, доктор медицинских наук, доктор социологических наук, профессор, директор Научно-исследовательского института социологии медицины, экономики здравоохранения и медицинского страхования Первый Московский Государственный университет им. И.М. Сеченова. Научно-практический журнал "Социология медицины" интересен исследователям, медикам и социологам, работникам органов и учреждений здравоохранения всех рангов, менеджерам всех уровней, преподавателям, а также аспирантам, ординаторам и студентам гуманитарных вузов. На страницах журнала представлены материалы, охватывающие широкий круг научно-практических вопросов: теоретические аспекты социологии медицины, результаты медико- социологических исследований, связанных с изучением демографических процессов и структуры заболеваемости, закономерностей формирования и сохранения здоровья человека с учетом условий его труда и быта, с анализом условий и факторов, влияющих на здоровье различных социально-демографических и профессиональных групп населения, а также деятельности по охране здоровья населения. В рамках журнала нашли развитие рубрики "Теория и методология", "Социология медицинской профессии", "Социология пациента", "Социологические аспекты деятельности здравоохранения", "Медико-социологические исследования" и другие. Являясь, по существу, первым и единственным специализированным изданием по научной специальности 14.02.05 - социология медицины (медицинские и социологические науки), журнал публикует материалы и научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук по указанной специальности. Материалы, публикуемые в журнале, в обязательном порядке проходят внутреннее рецензирование.

Социально-экологические условия жизни и здоровье детей Приморского края. <...> Амирхан), опросник "Родителей оценивают дети " (И.А. Фурманов, А.А. Аладьин, Н.В. <...> Среди детей увеличивается частота всех видов дефектов от ТО I до ТО IV категории. <...> Проведен анализ КМП детям в зависимости от уровня МО. <...> Проблемы и задачи по охране здоровья детей России.

Предпросмотр: Социология медицины №1 2016.pdf (0,7 Мб)

24

№3 [Посев, 1983]

Общественно-политический журнал. Выходит с 11 ноября 1945 г., издается одноименным издательством. Девиз журнала - «Не в силе Бог, а в правде» (Александр Невский). Периодичность журнала менялась. Первоначально выходил как еженедельное издание, некоторое время выходил два раза в неделю, а с начала 1968 года (номер 1128) журнал стал ежемесячным.

Прекратить санкционированные адми­ нистрацией военные игры среди детей . 12. <...> В то же время врачи не реко­ мендуют давать сливочное масло детям . Будьте бдительны!" <...> Впервые я увидела „бичей" в раннем дет ­ стве, случайно набрела с подружками на их логово. <...> „Ну, укра­ дет , коли так не выпросит..." - отвечает мать. Такие дела... <...> А он пошел си­ деть . „На параше". Так сколько же их, „бичей"?

Предпросмотр: Посев №3 1983.pdf (0,6 Мб)

25

Библиотечная жизнь Кузбасса. Вып. 2 (24): сборник

В вып. 2 сборника "Библиотечная жизнь Кузбасса" за 1999 год рассматриваются проблемы образования библиотечных специалистов и пользователей за рубежом; библиотечной, издательской и архивной технологий; развития национальных культур малочисленных народов Сибири. Приведены программа лектория, сценарии мероприятий.

Отцы и дети Лавренова И.Г. <...>Дети могут обидеть. <...> 1 ведущий Ну вот мы и узнали, что думают родители о воспитании детей , о самих детях . <...> вопросы детей . <...> Удачи вашим детям !

26

№11 [Православная община, 1992]

Журнал «Православная община» выходил с 1990 по 2000 год в издательстве Московской высшей православно-христианской школы (современное название: Свято-Филаретовский православно-христианский институт). Главный редактор журнала - священник Георгий Кочетков.

Оптимальное количество детей в группе 7-1 О человек. <...> Особенно важна совместная трапеза для детей стар­ ших групп, во время нее дети получают дополнительную <...>Дети «приучаются» к Церкви и к храму. <...> Освободить детей от привычки рассуждать о том, чего они не зна­ ют. 5. <...> «Наша иерковь и наши дети " . Париж: Имка-Пресс. 63 3.

Предпросмотр: Православная община №11 1992.pdf (0,4 Мб)

27

Корневой чувашско-русский словарь, сравненный с языками и наречиями разных народов тюркского, финского и других племен

Типография Императорского Казанского университета

Первый опыт сравнительно-сопоставительного и этимологического словаря в истории чувашского языкознания.

Семейство по-чувашски йыш. <...> --Чувашское обышка перешло къ гор. <...> Богъ по-чувашски Тора, Тура, Тор". В. А. <...> СЙБЙРСК1Е ШАМАНЫ И ЧУВАШСК 1Е ЙОМЗИ. <...> Л».№ 427 и 429), чувашской дер.

Предпросмотр: Корневой чувашско-русский словарь, сравненный с языками и наречиями разных народов тюркского, финского и других племен.pdf (3,5 Мб)

28

Поэтика малой прозы Всеволода Иванова: психологический аспект

Калмыцкий государственный университет

Монография посвящена одному из дискуссионных и малоизученных явле- ний русской литературы XXвека - психологическому аспекту поэтики рассказа на примере прозы Всеволода Вячеславовича Иванова (1895-1963) в сравнительно-сопоставительном плане, на широком литературном фоне первой половины прошлого столетия. - Элиста, 2006. - 330 с.

Сны супругов маркируют их тревожное состояние из-за долгого отсутс детей . <...> Надобно хо шо рожать детей . <...> Так спрашивают дети . Но ведь дети самые смелые философы. <...> Те, HOI входит сейчас в жизнь, голы и бесстрашны, как дети , и у них, так » детей , как у Шопенгауэра, <...> Следовательно, мозю деть в рассказе Вс. Иванова антиутопическую тенденцию.

Предпросмотр: Поэтика малой прозы Всеволода Иванова психологический аспект.pdf (0,5 Мб)

29

№8 [Новая литература по социальным и гуманитарным наукам. Литературоведение: Библиогр. указ., 2012]

Романы "Улав, сын Аудуна из Хествикена" и "Улав, сын Аудуна из Хествикена и его дети " в творческой биографии <...> Реализация мифологем "дом" и "странничество" в русской прозе XX в. о беспризорниках и детях -сиротах / <...> Специфика использования форм детского фольклора в современной литературе для детей . 917 Шифр: 18627632 <...>ЧУВАШСКИЙ ФОЛЬКЛОР CHUVASH FOLKLORE 1128 Шифр: 002141213 Петров И.Г. <...> Образ Волги в чувашских народных песнях.

Предпросмотр: Новая литература по социальным и гуманитарным наукам. Литературоведение Библиогр. указ. №8 2012.pdf (1,8 Мб)

30

№6 [Сибирский учитель, 2009]

Научно-методический журнал. Обсуждаются проблемы образования, описываются новейшие педагогические технологии и методики. В Сибирском учителе Вы познакомитесь с опытом учителей-новаторов и их коллег за рубежом.

Отрицать не будем: такие дети есть. <...> Их называют по-разному: «сверходарённые», «дети света», «дети нового вида человечества», «дети индиго <...> , «дети индиго». <...> Среди одарённых детей немало детей глубоко чувствительных, трудно идущих на контакт, узкоизбирательных <...> Социальный статус Одарённые дети - это дети , страдающие от невозможности реализовать собственный потенциал

Предпросмотр: Сибирский учитель №6 2009.pdf (0,1 Мб)

31

№5 [Новая литература по социальным и гуманитарным наукам. Литературоведение: Библиогр. указ., 2012]

Является продолжением библиографических указателей "Новая советская литература по литературоведению" и "Новая иностранная литература по литературоведению". Издается ежемесячно. Содержит информацию об отечественной и зарубежной литературе по теории и истории литературоведения, литературы всех стран и народов, фольклора, поступающей в библиотеку ИНИОН РАН. Издание предназначено для использования в научной, учебной, библиографической и справочной деятельности. В указатель включены сведения о книгах и статьях из журналов и сборников. Каждый номер снабжен вспомогательными авторским и предметным указателями.

Литература для детей в Китае в XX в. 290 Шифр: 18367643 Chang Bin, Yang Yi. <...> Тургенева "Отцы и дети " // Лит. в шк. – М., 2011. – № 12. – С. 2-6. 590 Шифр: 124651111 Оляшек Б. <...> Катаева для детей : литература и мультипликация: (о сказке "Цветик-семицветик") // Вестн. <...> Волкова "Дети пустоты" (М.; Владимир, 2011). Крапивин В П 816 Шифр: 1723022 Великанова Е.А. <...> Женщины и дети тыла в годы Великой Отечественной войны (повесть В.Г.

Предпросмотр: Новая литература по социальным и гуманитарным наукам. Литературоведение Библиогр. указ. №5 2012.pdf (1,8 Мб)

32

Первичная профилактика наркомании среди подростков различными видами двигательной активности: дис. ... канд. пед. наук

Цель исследования - выявить и экспериментально обосновать содержательные и организационно -методические особенности эффективной первичной профилактики наркомании различными видами двигательной активности.

Дети чаще, чем взрослые страдают различными заболеваниями. <...> Рецидивов аддитивного поведения у трудных детей не отмечалось. <...> С 2009 года проект называется «SаМоSтоятельные дети ». <...>Дети посещали занятия с желанием и были увлечены общим делом. <...> Акселерация роста и развития детей / В.Г.

Предпросмотр: Первичная профилактика наркомании среди подростков различными видами двигательной активности дис. ... канд. пед. наук.pdf (0,4 Мб)

33

№1 [Новая литература по социальным и гуманитарным наукам. Литературоведение: Библиогр. указ., 2012]

Является продолжением библиографических указателей "Новая советская литература по литературоведению" и "Новая иностранная литература по литературоведению". Издается ежемесячно. Содержит информацию об отечественной и зарубежной литературе по теории и истории литературоведения, литературы всех стран и народов, фольклора, поступающей в библиотеку ИНИОН РАН. Издание предназначено для использования в научной, учебной, библиографической и справочной деятельности. В указатель включены сведения о книгах и статьях из журналов и сборников. Каждый номер снабжен вспомогательными авторским и предметным указателями.

(На примере рассказов для детей из сборников "Die kleine Hexe" и "Krabat"). <...> "Таинственный ребенок": Дети и детское начало в поэзии Беллы Ахмадулиной // Вестн. <...> Улицкой "Медея и ее дети ": проблемы судьбы-рода-семьи-дома // Вестн. <...>ЧУВАШСКАЯ ЛИТЕРАТУРА CHUVASH LITERATURE ПЕРСОНАЛИЯ PERSONALIA Айги Г Н 1188 Шифр: 2503921 Айги Г.Б. <...> Творчество Геннадия Айги в контексте проявления эстетики символизма в европейской, русской и чувашской

Предпросмотр: Новая литература по социальным и гуманитарным наукам. Литературоведение Библиогр. указ. №1 2012.pdf (2,1 Мб)

34

№8 [Новая литература по социальным и гуманитарным наукам. Литературоведение: Библиогр. указ., 2011]

Является продолжением библиографических указателей "Новая советская литература по литературоведению" и "Новая иностранная литература по литературоведению". Издается ежемесячно. Содержит информацию об отечественной и зарубежной литературе по теории и истории литературоведения, литературы всех стран и народов, фольклора, поступающей в библиотеку ИНИОН РАН. Издание предназначено для использования в научной, учебной, библиографической и справочной деятельности. В указатель включены сведения о книгах и статьях из журналов и сборников. Каждый номер снабжен вспомогательными авторским и предметным указателями.

Интерпретация пьес А.П.Чехова в Вологодском театре для детей и молодежи (1994-2008 гг.). <...> Аверченко "Дети " // Слово: Сб. ст. молодых исслед. <...> Проблема незаконнорожденных детей в рассказах З.Н. <...> Сборник рассказов Г.Щербаковой "Яшкины дети " вышел в 2008 г (М.). <...>ЧУВАШСКАЯ ЛИТЕРАТУРА CHUVASH LITERATURE 1124 Шифр: 32207632 Родионов В.Г.

Предпросмотр: Новая литература по социальным и гуманитарным наукам. Литературоведение Библиогр. указ. №8 2011.pdf (2,0 Мб)

35

Этнография детства чувашского крестьянства во второй половине XIX - начале ХХ вв

М.: ПРОМЕДИА

Быт чувашских детей Н.И.Ашмариным исключительно богато представлен в 17-томном "Словаре чувашского языка <...> Третья глава посвящена трэ;шциоииому восшпаигао детей в чувашской крестьянской семье. <...> Воспитание детей было постоянным", повседневным делом чувашской семьи. <...>Чувашский народ накопил богатый опыт в вспросах воспитания детей в первые годы их жизни. <...> Воспитание детей было постояшгым, повседневным делом чувашской крестьянской семьи.

Предпросмотр: Этнография детства чувашского крестьянства во второй половине XIX - начале ХХ вв.pdf (0,2 Мб)

36

№5 [Литература (ИД 1 Сентября), 2018]

Писарева на уроках по «Отцам и детям » И.С. <...> Отличие родителей от детей в том, что они знают больше детей , знают многое из того, что детям ещё не <...> И здесь родители порой опережают детей , в то время как должны и сами остановиться, и детей останавливать <...> Тургенева “Отцы и дети ”» В. А. <...> Тургенев, «Отцы и дети », Д. И.

Предпросмотр: Литература (ИД 1 Сентября) №5 2018.pdf (0,2 Мб)

37

История образования и педагогической мысли в Чувашии программа спецкурса

ЧГПУ им. И.Я. Яковлева

Изучение философии и истории образования как учебного предмета в высших учебных заведениях. Программа спецкурса предусматривает ознакомление студентов с передовым педагогическим опытом, творческими исканиями и находкой лучших учителей и методистов, важнейшими научными трудами ученых-педагогов Чувашии, знания которых так необходимы в идейнонравственной и профессионально-педагогическом формировании будущих учителей.

дети ; г) Первое приходское училище среди чувашей в с.Буртасы Цивильского уезда Казанской губернии (ныне <...> Урмарского района Чув.Республики); д) Другие учебные заведения для чувашских детей , открытые в 18-19 <...> алфавита и первых учебных книг для чуваш­ ских детей ; в) Симбирская чувашская школа и ее роль в просвещении <...>Чувашские народные традиции воспитания детей в семье. 6. <...> Грамотность населения и его отношение к обучению детей .

Предпросмотр: История образования и педагогической мысли в Чувашии.pdf (0,4 Мб)

38

История чувашской школы и педагогики в событиях и лицах учеб. пособие для пед. учеб. заведений

Изд-во ЧГПИ

В книге освещается история просвещения и педагогической мысли чувашского народа, раскрывается жизнь и деятельность видных деятелей культуры и просвещения дореволюционной Чувашии и ученых-педагогов последующих периодов, внесших определенный вклад в развитие школьного образования и педагогической науки.

Она была первой и самоц старейшей школой, где обучались чувашские дети . <...> Удельными школами для чувашских детей были училища в Ст.Айбесях. <...>детей ». <...>детей . <...> Среди них: Антирелигиозное воспитание в чувашских школах; Дети о В.И.Ленине: Дети о советской власти:

Предпросмотр: История чувашской школы и педагогики в событиях и лицах (1).pdf (0,7 Мб)

39

Родной край. Материальная и духовная культура чувашского народа XVI-XIX веков учебное пособие для 6-7 кл.

Чувашское книжное издательство

В пособии в доступной, научно-популярной форме представлены сведения по чувашской этнографии. Издание является частью комплекта учебных пособий краеведческого национально-регионального компонента образования Чувашской Республики.

Дети в чувашской семье. Главной целью семьи было воспитание детей . <...> В чувашских селениях никогда не было брошенных детей . <...> У чувашских детей существовала игра в «таинственный язык». <...> Отношение к детям в чувашской деревне. <...>Чувашская семья 65 § 1 5 . Воспитание детей 69 § 1 6 . Игрушки и игры 79 § 1 7 .

Предпросмотр: Родной край. Материальная и духовная культура чувашского народа XVI-XIX веков (1).pdf (1,7 Мб)

40

№12 [Новая литература по социальным и гуманитарным наукам. Литературоведение: Библиогр. указ., 2011]

Является продолжением библиографических указателей "Новая советская литература по литературоведению" и "Новая иностранная литература по литературоведению". Издается ежемесячно. Содержит информацию об отечественной и зарубежной литературе по теории и истории литературоведения, литературы всех стран и народов, фольклора, поступающей в библиотеку ИНИОН РАН. Издание предназначено для использования в научной, учебной, библиографической и справочной деятельности. В указатель включены сведения о книгах и статьях из журналов и сборников. Каждый номер снабжен вспомогательными авторским и предметным указателями.

Фонд И. Я. Яковлева

Книга посвящена 160-летию великого просветителя чувашского народа Ивана Яковлевича Яковлева. Основное внимание автор уделяет освещению публицистической и журналистской деятельности патриарха. Нелегко далась Ивану Яковлевичу работа в этой сфере. У него были и недоброжелатели, и завистники, которые всячески тормозили деятельность просветителя в основанной им же Симбирской чувашской школе. Но дело Яковлева не забыто, его имя и поныне светит словно яркая звезда на небосклоне образования и науки. И спустя столетия наследие патриарха служит опорой в дальнейшем развитии образовательной и воспитательной деятельности.

Чувашские дети помо­ гали расти чувашской школе своими силами, своим трудом»16. <...> Иван Яковлевич

Его работы до появления «яковлевского букваря» использовались для обучения чувашских детей грамоте. <...> Букварь для чувашских детей » («Тъваш адизине сырьма вьренмелли кнеге»), составленный И.Я. <...> руководство для чувашских детей и составлен согласно Правилам 26 марта 1870 г. о первоначальном обучении <...> Впервые чувашские дети стали читать в букварях народные сказки, песенки и небылицы, загадки и пословицы <...> В дальнейшем эти буквари стали основой при составлении учебных книг для чувашских детей .

Предпросмотр: Чувашский язык и литература учебники и пособия (1).pdf (0,3 Мб) Д о свиданья". - И вежливо не кла­ пословица «Петух будит женщину, мухи - мужчину, солнце -

Чувашский мир

В книге рассказывается об этнопедагогических идеях, просветительской деятельности Н.В. Никольского, опыте его учебно-воспитательной работы, построенной на основе передовой педагогической мысли времени, учитывающей особенности народных традиций.

детей . <...> Детство свое провел в кругу русских и чувашских детей . <...> Говорил он с ними на чувашском языке, агитировал за обучение детей в школах. <...> Никольским школьное просвещение чуваш: «Как воспитывались чувашские дети ? <...> Статьи на чувашском языке о воспитании детей .

Предпросмотр: Просветительская и педагогическая деятельность Н. В. Никольского.pdf (16,8 Мб)

ЧГПУ им. И.Я. Яковлева

Данная работа посвящена характеристике и оценке влияния межэтнических связей на развитие чувашского народа с середины XVI века по настоящее время.

На самом же деле при учреждении училищ для чувашских детей даже запрещалось употреблять чувашский язык <...> избавить от него своих детей . <...> В школах мордовские дети обучались на чувашском языке [Мокшин, 1989: 76]. <...> В 1868 году им на своей квартире была открыта частная школа для чувашских детей , выросшая впоследствии <...> Трисвятскому, священнику, организовавшему братскую школу для чувашских детей , И. Я.

Предпросмотр: Влияние межэтнических отношений на развитие чувашского народа.pdf (0,6 Мб)

50

Национальные традиции в культуре народов Поволжья материалы межрегиональной научно-практической конференции-конкурса, 23 сентября 2016 г., Чебоксары

Национальная библиотека Чувашской Республики

В сборнике представлены материалы межрегиональной научно-практической конференции-конкурса, организованной в рамках реализации Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации, Федеральной целевой программы «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России на 2014-2020 годы», выполнения соглашения между Федеральным агентством по делам национальностей и Кабинетом Министров Чувашской Республики с целью укрепления единства российской нации через гармонизацию межэтнических отношений и развитие национальных культур. Участниками конференции стали молодые ученые, творческая молодежь, студенты и школьники старших классов республик и областей Приволжского федерального округа. Были представлены авторские и коллективные доклады на основе результатов исследований, проекты, программы, реализованные в 2015-2016 гг. и раскрывающие опыт работы учреждений культуры и образования по сохранению национальных традиций в культуре народов России.

Игровые действия: две группы детей . <...> При подготовке к этому конкурсу дети изучают чувашскую вышивку, ее историю, учатся вышивать. <...> Уровень агрессии русских и чувашских детей находится на среднем и низком уровнях. <...> В 3 «Г» классе, состоящем только из русских и чувашских детей , высоким уровнем агрессии обладают 22% <...> Она вызывает радостные эмоции у детей .

Предпросмотр: Национальные традиции в культуре народов Поволжья.pdf (1,5 Мб)
Loading...Loading...