Направления развития научных исследований в туристской сфере. Научные исследования. Сущность и особенности. Результаты исследования и их обсуждение


Содержание

Введение 3
Глава 1 Роль методологии при исследовании туристской деятельности 4
Глава 2 Общенаучные методы в исследовании туристской деятельности
2.1 Методы наблюдения, интервью и анкетирования в туристской деятельности 5

      Методы анализа и синтеза в туристской деятельности 6
2.3 Эксперимент как практический метод исследования 9
2.4 Методы познания потенциальных возможностей туризма 11
2.5 Метод исторический, логический и экспертных оценок при исследовании в туристской деятельности 15
2.6 Моделирование как метод исследования реальных процессов в туризме
Заключение 18
Список литературы 20

Введение

С древних времен путешествия влекли людей к новым открытиям, к познанию новых краев и природных явлений, посредством которых они могли получить известность. История туризма тесно связана с экономикой и религией. Путешествия по морю определялись необходимостью обмена товарами. Путешествия к святым местам породили первые цепочки гостиниц и трапезных, которые находились при монастырях и храмах. Туризм поощрял обмен культурой, что являлось также стимулом к путешествиям.
В настоящее время туризм из вида отдыха превратился в целую индустрию, включающую в себя многие виды туристической деятельности. С туризмом связаны такие виды деятельности, как организация путешествий, гостиничный бизнес, экономика и др.
Туризм – это та часть индустрии гостеприимства, где человек может удовлетворить свои физические, интеллектуальные, этические и психологические потребности.
Важной проблемой туристической отрасли является поиск новых форм и способов организации деятельности. Правильно предвидеть характер будущего туристского рынка, выработать формы и способы ведения деятельности – означает добиться дополнительного преимущества над конкурентами, обеспечить успех организации в туризме.
Новые способы туристической деятельности определяются не только эмпирически. Выявив общие законы, можно выработать методологические принципы анализа форм и способов организации туризма, определить тенденции его развития.
Таким образом, туризм превратился в целую науку, включающую в себя объекты, предметы, принципы, законы, категории и методы исследования.

Глава 1 Роль методологии при исследовании туристской деятельности

Предметом исследования в теории туризма является туристская деятельность, задачами которой являются: изучение туристских мероприятий; прогнозирование развития видов и форм туризма; моделирование характеристик новых туристских центров; восстановление функций организма в процессе туристских мероприятий, экскурсий и путешествий.
Субъектами туристской деятельности являются специалисты, потребители услуг как носители определенных общественных и производственных отношений, а также накопленные знания и опыт в данной сфере деятельности.
Методология исследования туристской деятельности позволяет обосновать научный подход к изучению и решению теоретических и практических вопросов туризма.
Методологическая оценка туристской деятельности помогает определить вероятного конкурента на рынке услуг, экономическое и техническое состояние турпредприятия, предполагаемые способы его развития и ведения конкурентной борьбы, стратегию и тактику деятельности специалистов.
В основе методологии лежит изучение туризма как общественного явления, которое носит активный и творческий характер, поскольку происходит в процессе целенаправленной практической деятельности людей. Изучение туризма на практическом уровне не раскрывают сущности его исторического развития, однако постоянно используются в повседневной жизни. Изучение туризма на теоретическом уровне ставят своей задачей понимание сущности изучаемых явлений в форме категорий, законов, научных теорий, а также в виде абстракций, отражающих глубокие существенные взаимосвязи материального и духовного мира.
Глава 2 Общенаучные методы в исследовании туристской деятельности

      Методы наблюдения, интервью и анкетирования в туристской деятельности
Наблюдение - это целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности.
Выделяют научное наблюдение, восприятие информации на приборах, наблюдение как часть процесса художественного творчества.
Основное условие научного наблюдения - объективность, т.е. возможность контроля путем либо повторного наблюдения, либо применения новых методов исследования, например эксперимента, моделирования.
Метод наблюдения является составной частью научного исследования в различных отраслях деятельности, в том числе и в туризме. Это означает систематическое и целенаправленное накопление фактических данных, например о качественной и количественной стороне, материально-техническом обеспечении, профессионализме персонала своего турпредприятия или о конкурентах.
Наблюдение связано с работой органов чувств человека, зрения, принимающего наибольшую часть получаемой исследователем информации.
Научное наблюдение требует подготовки: определения целей в соответствии с общими целями исследования, составления плана, выбора подходящей ситуации, времени и места. Наблюдение в этом случае наполняется теоретическим содержанием и требует предварительного продумывания его деталей. Специалист достигнет успеха в том случае, если заранее правильно спланирует свою деятельность, вычленит и поставит в центр своего внимания важные явления.
Основой наблюдения является практика. Наблюдение бывает полным и всесторонним в условиях деятельности, которая подсказывает важные объекты наблюдения и постоянно корректирует его ход.
Интервью - это личное общение исследователя с заинтересованными лицами, при котором он задает вопросы и фиксирует ответы.
По форме проведения интервью может быть непосредственным (лицом к лицу) и опосредованным, например по телефону. Интервью предполагает беседу в целях выяснения проблем в туристской деятельности в целом, о турпредприятии в частности. Опрос можно проводить несколькими экспертами-прогнозистами, но так, чтобы интервью не превратилось в дискуссию. Этот метод идентичен методу очного (заочного) анкетирования, когда ответы даются в письменной форме.
Анкетирование - это ответы на поставленные вопросы, разработанные исследователем, когда респондент отвечает на вопросы в анкете. Существует несколько форм постановки вопросов в анкетах, предназначенных для экспертов. Для решения некоторых проблем используются анкеты типа «вопрос-ответ». В них содержится один или несколько вопросов, и на каждый из них в анкете приведены два ответа или более. Эксперт должен указать один из подготовленных ответов, сопровождая его своим обоснованием. Вопросы ставятся с учетом качественной и количественной характеристик ответа.
При исследовании сложных проблем в целом или их отдельных аспектов анкеты могут содержать описания в определенной логической последовательности нескольких взаимосвязанных по времени (или месту) событий (от настоящего к будущему). Совокупность выдаваемых экспертам событий с их характеристиками представляет собой как бы набор сценариев. От экспертов требуется оценка событий и прогнозирование на этой основе дальнейшего развития исследуемого процесса.
      Методы анализа и синтеза в тур истской деятельности
Анализ и синтез - общенаучные методы, без которых не может обойтись ни один акт научного исследования.
Анализ представляет собой процесс мысленного расчленения исследуемого события на составные части, элементы, признаки, противоположности и изучение их для раскрытия сущности.
Синтез представляет собой процесс установления связей между выделенными элементами, признаками и противоположностями. Синтез позволяет мысленно сопоставить, сравнить, связать воедино все стороны рыночных отношений, создать целостную картину для оценки и принятия управленческого решения.
Анализ и синтез - это противоположно направленные (анализ - от целого к части, синтез - от части к целому) и в то же время неразрывно связанные между собой процессы познания.
Анализ и синтез являются методами определения оптимального соотношения сил и средств, необходимых для успешного функционирования турпредприятия. Они позволяют установить элементы, из которых складывается эффект взаимодействия персонала, дать представление о своих возможностях в достижении экономического эффекта.
Анализ и синтез используются при исследовании, например, работы турпредприятия за финансовый год, который разделяют на кварталы, устанавливают взаимосвязь между ними, а затем воспроизводят операции в целом.
Посредством этих методов уясняются положительные стороны проведения туристских мероприятий, выявляются их слабые звенья.
Функция анализа состоит в выделении различных признаков в туристской деятельности, которые могли бы быть приняты в качестве основания для систематизации фактов, расположения их в хронологическом, функциональном, структурном порядке, характеризующем определенную сторону развития исследуемого события.
Функция синтеза состоит в установлении связей между фактами и объединение их в группы по выделенным основаниям.
При анализе, например, можно выявить, что повышение цен на нефтепродукты повлечет за собой рост цен на бензин, горючесмазочные материалы, а это, в свою очередь, будет способствовать удорожанию туристских путевок.
Использование анализа и синтеза при научных исследованиях способствует познанию истины.
Следует иметь в виду, что в научных исследованиях применяются различные виды анализа: факторный, логический, контент-анализ, эмпирический и др.
Главными целями факторного анализа являются сокращение числа переменных и определение структуры взаимосвязей между переменными. При сокращении числа переменных итоговая переменная включает в себя наиболее существенные черты объединяемых переменных. Классификация подразумевает выделение нескольких новых факторов из переменных, связанных друг с другом.
В туризме факторный анализ используется в связи с анализом потребительского спроса на турпутевки.
Логический анализ предназначен для определения круга тех понятий, с помощью которых описывается предмет исследования, поиск внешне хорошо различимых признаков, т.е. эмпирических индикаторов, позволяющих произвести измерение сторон и свойств, например нового турпродукта.
Логический анализ включает такие процедуры, как интерпретация основных понятий (трактовка скрытого в них содержания) и их операциональные определения (расчленение понятий на элементы, для которых можно подобрать эмпирические индикаторы). В конечном счете получают признаки, измерение которых дает ответ на информационный запрос заказчика.
Контент-анализ (от англ. content - содержание) - формализованный метод изучения текстовой и графической информации, заключающийся в переводе изучаемой информации в туристской деятельности в количественные показатели и ее статистической обработке. Характеризуется большой строгостью и систематичностью.
Объектом контент-анализа может быть содержание различных видов деятельности в турбизнесе: международные и отечественные туроператоры, конкуренты в определенном сегменте туристского рынка услуг, менеджеры международных и отечественных гостиничных комплексов, чрезвычайные события, воздействующие на турбизнес, законодательные акты отдельных стран в сфере индустрии гостеприимства.
Метод контент-анализа применяется для исследования документальных источников и как вспомогательное средство при анкетировании, наблюдении, тестировании, в исследованиях массовых коммуникаций, в маркетинге.
Эмпирический анализ - это простое разложение целого на его составные, более простые элементарные части.
Теоретический анализ предусматривает выделение в объекте основного и существенного. Этот метод включает в себя результаты абстрагирования, прощения, формализации.
Теоретический синтез - это расширенное исследование, конструирующее нечто новое, выходящее за рамки имеющейся основы.

2.3 Эксперимент как практический метод исследования

Эксперимент является практическим методом научного исследования. В сравнении с наблюдением эксперимент требует в большей степени творческого мышления, продумывания деталей намечаемых действий, планирования. Это один из способов накопления фактического материала.
Эксперимент выступает как способ получения достоверных данных об отдельных сторонах будущей туристской деятельности.
Как метод научного исследования эксперимент дает возможность изучать всесторонние явления туризма: функционирование его видов и форм, использование ресурсов для стойкого финансового развития отрасли.
Эксперимент позволяет варьировать, видоизменять условия протекания предпринимательских процессов, которые подлежат изучению в целях их приближения к предполагаемым условиям действительности. Он открывает простор для активной деятельности исследователя и его творческой мысли.
В туризме применяются производственный эксперимент, который служит практической проверкой отдельных теорий и научных предложений, касающихся развития конкретных сторон общества и путей совершенствования общественных отношений.
Познавательный эксперимент способствует выявлению функционирования турпредприятия в условиях конкуренции в сегменте рынка услуг. Маркетологи создают сложные модели действий и изучают их различные стороны в контролируемых и управляемых условиях. Эксперимент проводится по заранее составленному плану, его задачи формулируются в условиях конкретного сегмента рынка в соответствии с назревшими проблемами и возможностями их разрешения.
В научном исследовании эксперимент ограничен тем, что в нем присутствует условность, однако он позволяет эффективно изучать происходящие процессы в турбизнесе.
Под экспериментальными исследованиями в туризме понимается сбор первичной информации путем выбора однотипных групп обследуемых, выдачи им разных заданий, контроля над факторами, которые влияют на результаты. Например, выявляется реакция клиентов на цены турпакетов. Независимые переменные могут меняться по усмотрению экспериментатора (цены, затраты на рекламу), в то время как зависимые переменные практически не находятся в сфере его управления (объем продаж, показатель рыночной доли).

2.4 Методы познания потенциальных возможностей туризма

К методам познания потенциальных возможностей туристской деятельности относятся методы сравнения, абстрагирования и восхождения от абстрактного к конкретному.
Метод сравнения дает возможность выявить признаки сходства и различия между исследуемыми видами туризма, например сравнить в одном из сегментов рынка услуг деятельность нескольких турпредприятий.
Теоретическое объяснение исследуемых фактов становится возможным лишь путем сравнения неизвестных фактов с ранее известными.
Большое значение метод сравнения приобретает для определения динамики исследуемого явления в туризме, раскрытия тенденций и закономерностей его развития.
Эффективность применения метода сравнения при научных исследованиях в туризме во многом определяется следующими правилами, выработанными многовековым опытом:
во-первых, сравнивать можно лишь взаимосвязанные, однородные и соизмеримые события (факты); ни в коей мере недопустимы сравнения несоизмеримых явлений;
во-вторых, в сравниваемых событиях (фактах) следует не ограничиваться установлением признаков сходства, а выявлять и то, что отличает их друг от друга;
в-третьих, сравнение должно осуществляться по таким признакам сходства и различия, которые имеют существенное значение, что обеспечит значимость и достоверность выводов.
Применение метода сравнения объясняется особенностями туристской науки. Например, при разработке нового турпродукта ставятся следующие задачи: как реализовать его на рынке услуг; какое противодействие будет со стороны конкурентов, будет ли он популярен у потребителей услуг; даст ли он прибыль. Дли успешного решения этих задач необходимо сравнить свои потенциальные возможности с возможностями конкурентов. На основании сходства и различия исследуемых факторов можно дать теоретическое обоснование эффективным способам продвижения турпродукта на рынке услуг.
Метод абстрагирования позволяет выявить типичные связи и отношения в туризме, отвлекаясь от всего многообразия частностей.
В результате использования метода абстрагирования можно получить абстрактные знания обобщающего характера об отдельных закономерностях ведения турбизнеса, общих целях сторон, причинах событий в изучаемом сегменте рынка туристских услуг и их сущности.
При использовании метода восхождения от абстрактного к конкретному мышление усваивает конкретное знание, а затем воспроизводит его.
Отход от абстракции оказывается необходимым для получения не поверхностного, а глубокого и всестороннего знания о конкретном виде туризма. Суть этого метода заключается в том, что на основе абстрактного знания об элементах и сторонах определенного вида туризма создается полное и всестороннее представление о нем, его месте в турбизнесе и связи с другими видами туризма, о его закономерной деятельности и итогах. Результатом использования этого метода является конкретное знание, обогащенное знанием всех основных элементов целого и их существенных связей.
Метод обобщения представляет собой мысленный переход от единичного к общему, от менее общего к более общему путем объединения фактов на основе одного или нескольких сходных (общих для них) признаков. Мысленное обобщение основывается на всеобщности связей предметов и явлений действительности, взаимосвязи единичного и общего во всех реально существующих туристских событиях. В отдельном виде туризма имеются не только индивидуальные, присущие лишь ему черты, но и общие, сходные признаки. Формирование обобщающих положений (понятий, законов, выводов, концепций) возможно через изучение конкретного.
Формой обобщения опыта в туризме являются выводы, из которых складывается научная концепция, теория, что раскрывает характерные особенности и сущность изучаемых явлений, закономерности их возникновения и развития.

2.5 Метод исторический, логический и экспертных оценок при исследовании в туристской деятельности

Суть исторического метода заключается в изучении, прослеживании событий и явлений в их конкретной эпохе. Историческое представляет развитие в его последовательном проявлении, а логическое выражает развитие в его сущности. Например, исторически туризм получил свое развитие сначала с пешеходных прогулок по разработанным маршрутам (в лесопарковой зоне, у морского побережья), затем появился пешеходный туризм как лечебное средство - терренкур.
Историческое и логическое в туристской деятельности - это две стороны одного и того же явления, в котором логическое выступает его сущностью, генеральной линией, квинтэссенцией, а историческое -многообразным проявлением этой основы через массу случайностей.
Логический метод выступает как обобщенное отражение исторического явления, должен соответствовать логике развития предметов, явлений, событий и процессов объективного мира.
В основе логического метода лежат закономерности, присущие реальной действительности. В туризме любое явление имеет определенную логику своего возникновения, развития и перехода в качественно новое состояние. Например, раньше бронирование мест для туристов в отелях осуществлялось по телефону в малых количествах. В современных условиях потоки туристов значительно увеличились. Бронирование мест в отелях стало возможным в режиме реального времени с помощью Интернета. Для качественного обслуживания клиентов на рынке туристских услуг появилось большое количество турпредприятий, использующих информационные технологии.
Методы экспертных оценок используются при исследовании сложных и многоплановых явлений туризма, в которых окончательное решение принимает специалист. В них исключается взаимное влияние экспертов в ходе поиска объективного ответа или оценки на поставленный в исследовании вопрос. Например, один из методов экспертных оценок -«Дельфи» - устраняет общение специалистов между собой. Каждый эксперт получает определенную последовательность вопросов, задаваемых с помощью анкет. На основании данных он создает свою индивидуальную модель исследуемого явления, выявляет нужные ему связи, делает вывод. Затем у экспертов отбирают анкеты, производят статистическую обработку индивидуальных выводов, формулируют несколько общих коллективных выводов. При этом выявляют и обобщают аргументы в пользу каждого из установленных коллективных выводов. Эти данные (несколько выводов и их аргументация) вновь выдают экспертам, которые пересматривают свои оценки и объясняют несогласие с коллективными выводами. Процесс обработки повторяется, в результате количество коллективных выводов уменьшается. После трехчетырех процедур удается получить один коллективный вывод, который превосходит по качеству любой индивидуальный.
К методам экспертных оценок относятся также методы программно-целевого планирования и экспертного опроса.
Метод программно-целевого планирования способствует увязыванию целевых установок турпредприятия со своим ресурсным обеспечением. Каждая программа включает комплекс мероприятий по реализации одной или нескольких целей и подцелей развития хозяйства, упорядоченных в виде «дерева целей». Оценка и выбор возможных вариантов программ производится по разным критериям (минимум затрат или времени на реализацию при фиксированных конечных показателях) с помощью специальных приемов, например программных матриц.
Успех экспертного опроса зависит от подбора экспертов, организации и условий их работы, принятого ими метода обработки индивидуальных выводов. Большее влияние на исход опроса оказывает выбранная организаторами экспертизы форма постановки вопросов и их четкость, исключающая неоднозначность толкования.

2.6 Моделирование как метод исследования реальных процессов в туризме

Моделирование - метод (или процесс) изучения свойств объектов посредством исследования соответствующих свойств их моделей. Моделирование в туризме заключается в построении и изучении специальных объектов (моделей), свойства которых являются важными с точки зрения исследователя. Оно позволяет изучать построение и использование моделей для познания реальных процессов в туризме, т.е. основывается на исходных понятиях и определениях, позволяющих понимать язык, применяемый в исследовании.
Моделирование содержит специальные понятия, которые составляют начало методологических основ туризма. Концепция моделирования как теория отражения и познания составляет основу процесса, к которому относятся подобие, эксперимент, математическая статистика, математическая логика, статические и динамические информационные модели. Это те предметные области туризма, которые подлежат исследованию методами моделирования.
Статические модели описывают состояние системы турбизнеса в определенный момент времени, когда она находится в определенном состоянии, характеризуется составом элементов, значениями их свойств, величиной и характером взаимодействия между элементами.
Динамические модели описывают процессы изменения и развития систем турбизнеса, состояние которых изменяется во времени, когда происходят процессы изменения и развития конкретной системы.
Модель одного из видов туристской деятельности может включать в себя:

      построение описательной информационной модели;
      создание формализованной модели;
      преобразование формализованной модели в компьютерную модель;
      проведение компьютерного эксперимента;
      анализ полученных результатов и корректировка исследуемой модели;
      решение о возможности использования модели в практической деятельности по совершенствованию изучаемого процесса или явления.
Разработка модели в туризме начинается с построения ее профиля, или так называемого каркаса. Поскольку моделей реально существующих способов туристской деятельности может быть выделено множество, возникает задача их упорядочивания и систематизации. Это ставит вопрос о необходимости вычленения своеобразных обобщенных метамоделей, которые следует рассматривать в качестве базовых моделей.
Метамодели туризма - это, во-первых, модели, которые могут являться крупными подсистемами структуры этих областей знания. К ним могут быть отнесены: целостная (обобщенная) характеристика роли и места туризма в системе явлений социальной действительности, его естественных и социальных начал, основных форм и функций в обществе, специфики в связи с другими социальными явлениями, а также тенденции дальнейшего развития его в обществе. Во-вторых, к метамоделям относятся: соотношение сил между национальными, ведомственными и территориальными туристскими организациями; разработка и совершенствование целевых программ развития туризма в регионах; теория подготовки туристских кадров, в которую в качестве подсистем входят теоретическая, методическая и практическая подготовка, прогнозирование, моделирование, профессиональный отбор.
Составными частями метамоделей могут быть: теория обеспечения туристских мероприятий (изменение экономического обеспечения туризма по отраслевым признакам и их отдельных элементов); совершенствование материально-технической базы - инвентаря, туристских баз, кемпингов, транспортных средств, аппаратуры, тренажеров; развитие научного, методического и медицинского обеспечения, организационно-управленческой деятельности и ее элементов; изменение кадрового обеспечения; системы поощрения и стимулирования специалистов.
Эти подсистемы структуры туризма могут развиваться на уровне метамоделей, например космического туризма, моделирование которого относится к гипермоделям. К ним могут относиться: социально-гуманитарные и психолого-педагогические проблемы туризма, менеджмент и маркетинг, экономика и право в сфере туризма, подготовка и переподготовка кадров, оздоровительные технологии и др.
Модель может предусматривать конструирование таких направлений, как социально-экономическая сущность туризма; факторы и механизмы повышения социальной эффективности туризма; развитие профессионального мышления менеджеров и их правовой статус; принципы и закономерности функционирования туризма в экономической и культурной среде.

Заключение

В науке о туризме познание действительности опирается на совокупность методологических подходов исследования. Методология как учение о методах исследования в туризме составляет совокупность взглядов, результат познания и осмысления практики жизни, что позволяет создавать конкретные теоретические суждения об изучаемых явлениях и процессах в данной сфере деятельности. Методология исследования туристской деятельности позволяет обосновать научный подход к изучению и решению теоретических и практических вопросов туризма.
В основе методологии лежит изучение туризма как общественного явления, которое носит активный и творческий характер, поскольку происходит в процессе целенаправленной практической деятельности людей. В путешествиях и экскурсиях деятельность людей обогащается новым опытом в результате знакомства с новыми достопримечательностями.
Для изучения туризма как вида деятельности людей, как успешно развивающейся отрасли мирового хозяйствования проводят исследования с помощью различных методов. Методы исследований, используемые в туризме, условно можно классифицировать и объединить группы по степени их общности и содержания.
Диалектический метод играет ведущую роль в совершенствовании знаний о туризме, поскольку отражает общие законы развития и познания всех явлений действительности. Все другие методы могут применяться с наибольшим эффектом только в связи с диалектикой и на ее основе.
Специфика познавательной деятельности человека и ее особенности применительно к туризму находят свое выражение в общенаучных эмпирических и логических методах, применяемых в научном познании. Наблюдение и эксперимент, анализ и синтез, сравнение и аналогия, восхождение от абстрактного к конкретному, единство исторического и логического подхода - все это богатство методов, в основе которых лежат закономерности отражения действительности в сознании человека. Их совершенствование в соответствии с особенностями и задачами развития современного туризма остается важной стороной науки о туризме.

Список литературы

1. Барчуков И. С. Методы научных исследований в туризме: учеб. пособие для вузов / И.С. Барчуков. - М. : Издательский центр «Академия», 2008. – 224 с.
2. Зорин И.В. Феноменология путешествий: В 8ч. Ч. III: Философия путешествий. – М.: Советский спорт, 2010. – 68с.
3. Квартальянов В.А. Туризм: теория и практика. Избранные труды в 5-ти томах. - М.: Финансы и статистика, 2011. – 1198 с.
4. Квартальянов В.А. Туризм: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2009. – 319 с.
5. Туризм и гостиничное хозяйство: учебник / ред. А. Д. Чудновский. - М.: ЭКМОС, 2011. - 399 с.
6. Туризм и гостиничное хозяйство: учебное пособие для вузов / Л. П. Шматько, [и др.], ред. Л. П. Шматько. - Ростов н/Д: МарТ, 2011. - 346 с.
7. www.wikipedia.ru – Википедия – свободная энциклопедия

В постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 11 сентября 1981 г. "О дальнейшем подъеме массовости физической культуры и спорта" сказано о необходимости обеспечения широкой программы исследований по проблемам массовой физкультурно-оздоровительной работы с населением, организуемых Государственным комитетом СССР по физической культуре и спорту совместно с Государственным комитетом по науке и технике, соответствующими институтами Академии наук СССР, Академией медицинских наук СССР и Академией педагогических наук СССР. Реализация этой программы требует и ведения целенаправленной научной работы по многим вопросам дальнейшего развития туризма в целях повышения его эффективности в идейно-политическом, трудовом и нравственном воспитании учащейся молодежи, укрепления здоровья трудящихся, более рационального использования ими свободного времени. Решение этих задач возможно лишь при условии организации научного поиска по нескольким направлениям, характер и содержание которых должны соответствовать направлениям, указанным в Сводном плане научно-исследовательских работ (НИР) по физической культуре и спорту на 1986-1990 гг. Согласно этому плану, в исследованиях по туризму имеют место пять основных направлений.

Незыблемым фундаментом любого из этих направлений исследований служит единый научный метод познания окружающего мира - марксистско-ленинская диалектика, основанная на материалистическом понимании законов общественного развития. Как показала практика, именно применение этого метода в совокупности со многими другими, присущими разным областям знаний, позволяет объективно оценивать все происходящие в жизни общества процессы, связанные с развитием того или иного явления, объединяет проводимые исследования в единое целое. Это обстоятельство полностью относится и к туризму.

В каждом из направлений НИР в туризме используются свои, свойственные для решения тех или иных конкретных задач специфические методы исследований, которые обусловлены запросами практики, состоянием решаемого вопроса, накопленным опытом научного поиска в данной области знаний. Углубленное изучение туризма как явления, согласно марксистско-ленинской диалектике, требует совместных усилий ученых разных областей знаний: историков, социологов, педагогов, физиологов, медиков, психологов.

Итак, в основе ведения научной работы по вопросам туризма имеют место пять основных направлений.

Первое направление - туризм как важный фактор укрепления здоровья - предполагает научное обоснование занятий туризмом с позиции оздоровительной направленности. Посредством медико-биологических наук (физиология, биохимия, гигиена, медицина) в данном случае объясняется механизм благотворного влияния естественно-прикладных упражнений, характерных для туризма, на состояние здоровья занимающихся различного возраста. При этом должны учитываться особенности использования в оздоровительных целях разных видов туризма, а также оказываемое на организм человека влияние сложности и продолжительности маршрутов. По итогам исследований в этом направлении разрабатываются конкретные рекомендации, направленные на повышение работоспособности и улучшение функционального состояния человека.

Характер исследований в туризме по первому направлению - экспериментальный. Данные для анализа в основном получают путем периодического медицинского и педагогического контроля за состоянием занимающихся туризмом. Критериями оценки физического состояния организма служат показатели физического развития (соматоскопические и соматометрические), а также данные об изменениях физической подготовленности. Особое внимание следует уделить и функциональной диагностике (давление крови, работоспособность, показатели МПК). Используя данные об изменениях физического развития, физической подготовленности и функционального состояния, можно дать более или менее объективную оценку морфофункциональным перестройкам, происходящим в организме под влиянием занятий туризмом.

Второе направление - идейно-воспитательные функции туризма. Цель исследований в этом направлении - выявление возможностей решения средствами туризма многих воспитательных задач. Как известно, организация походов молодежи по местам революционной, боевой и трудовой славы КПСС и советского народа способствует решению задач по военно-патриотическому воспитанию. Поэтому значительная часть исследований по второму направлению должна обеспечить обоснование действенных форм и методов воспитания молодого поколения на героических традициях становления и развития Советского государства. Важно здесь и то, что у участников походов углубляются знания по природоведению и краеведению, что также должно стать объектом исследования как фактора, способствующего патриотическому воспитанию.

Немаловажное значение в походах имеет плановая общественно полезная работа их участников. Путем исследований необходимо конкретизировать формы этой работы, разработать более совершенную методику ее проведения. Иными словами, требуется научное обоснование всего многообразия форм и методов трудового воспитания средствами, свойственными туризму.

Учитывая богатые возможности туризма в воспитании советских людей, необходимо научное обоснование последовательности и комплексности решения в условиях походов тех или иных воспитательных задач, чтобы их сочетание было наиболее оптимальным, побуждало занимающихся к расширению познавательного интереса к окружающим явлениям и предметам. В данном случае нужны построенные на научных основах варианты оптимизации многих воспитательных мероприятий в условиях походов с учетом возраста их участников.

Исследования в этом направлении должны строиться на экспериментальном материале, в основном полученном в условиях похода. Особая трудность здесь заключается в поиске объективных критериев, позволяющих оценить эффективность многих воспитательных мероприятий. Поэтому следует широко применять конкретно-социологические методы (анкетирование, интервьюирование), а также методы экспертных оценок. Одна из целей научного поиска во втором направлении - выявление и обобщение лучшего опыта отдельных коллективов в решении воспитательных задач средствами туризма.

Третье направление - научно-методические и организационные основы детско-юношеского туризма. Исследования здесь должны выявить наиболее оптимальные дозировки нагрузок в учебно-тренировочном процессе и походах, свойственные детскому и юношескому возрасту. Необходимо определить эффективную методику обучения тем или иным приемам в Туризме, т. е. наука должна дать практике обоснованные рекомендации по обучению технике и тактике туризма. Поскольку в детско-юношеском возрасте нужна разносторонняя общефизическая подготовка, следует определить возможности сочетания занятий туризмом с другими средствами советской системы физического воспитания.

Ряд исследований в третьем направлении должен выявить закономерности формирования жизненно необходимых умений и навыков, а также развития двигательных качеств у подрастающего поколения, используя направленные занятия туризмом.

Эффективность массовой туристской работы во многом зависит от применяемых организационных форм, которые должны соответствовать поставленным задачам, учитывать возрастные особенности занимающихся, а также имеющиеся условия. Поиск именно таких форм, характерных для детско-юношеского возраста, должен находиться в поле зрения исследователей.

Основные научные методы в третьем направлении-педагогический эксперимент и педагогические наблюдения.

Четвертое направление - научное обеспечение подготовки туристов высокой квалификации - связано с обоснованием методик тренировочных занятий по туризму. Современный спортивный туризм включает организацию и проведение сложных категорийных походов, когда человек может оказаться в экстремальных условиях. В связи с этим научные исследования проводятся для обоснования методик подготовки занимающихся спортивным туризмом, учитывающих возможность принятия мер оптимального жизнеобеспечения в экстремальных условиях и исключения травматизма, т. е. мер обеспечения безопасности. Научные исследования здесь имеют важное прикладное значение в связи с необходимостью освоения новых труднодоступных районов страны (Крайний Север, районы Сибири, горные территории).

Научный поиск резервных возможностей человеческого организма, закономерностей адаптации его к различным условиям всегда был и будет в поле зрения исследователей, и особо сложная задача в этом направлении исследований связана с разработкой единой в масштабах страны комплексной программы контроля участников туристских походов и маршрутных наблюдений. Ее реализация на практике позволит решить следующие задачи:

1) выявление критериев классификации и определения методов эталонирования туристских маршрутов на территории СССР дифференцированно по видам туризма;

2) совершенствование системы туристско-классификационного районирования территории СССР и разработка принципов определения безопасных сроков проведения туристских походов в различных географических районах СССР;

3) совершенствование методики судейства соревнований (чемпионатов) по видам туризма и разрядных требований по спортивному туризму;

4) разработка и совершенствование методов педагогического и медицинского контроля участников туристских походов, определение их функциональных состояний на маршрутах, дозировки нагрузок и оздоровительного эффекта туристских походов;

5) разработка контрольных нормативов общей и специальной физической подготовленности участников туристских походов и рекомендаций по их предпоходному и послепоходному медицинскому контролю;

6) совершенствование содержания и методов маршрутных наблюдений, обеспечивающих не только внутренние потребности туризма (классификационные вопросы, проблемы районирования, определение безопасных сроков проведения походов, биоклиматические условия совершения походов, контроль функциональных состояний их участников, эталонирование туристских маршрутов), но и участие туристских групп, особенно экспедиционных, в решении проблем народнохозяйственного значения (изучение адаптационных возможностей организма человека в экстремальных условиях отдаленных районов, фотогляциологические наблюдения за возможными подвижками ледников, многолетние маршрутные метеонаблюдения, снегомерная съемка, наблюдения за уровнем воды в реках и озерах, наблюдения по заданиям природоохранных организаций, Географического общества СССР, других производственных, научных и общественных организаций и учреждений).

Как и в третьем направлении, здесь должны использоваться педагогический эксперимент и педагогические наблюдения. Особые трудности в исследованиях связаны с необходимостью собрать максимум различной информации о состоянии организма и поведении человека в сложных походных условиях, приближенных к экстремальным.

Пятое направление - научные основы организации и управления массовой туристской работой. Учитывая, что значение туризма в современном обществе возрастает, нужна научно обоснованная структура его организации и управления. Усложняет решение этой задачи то обстоятельство, что массовую туристскую работу с населением должны осуществлять многие государственные и общественные организации. Поэтому необходимы обоснованные координационные действия между ними и четкое распределение функциональных обязанностей. Посредством научных исследований определяются наиболее соответствующие современным условиям организационная структура развития туризма, а также формы и методы массовой туристской работы. Совершенствование туристской работы невозможно также без соответствующих профессиональных и общественных кадров. Потребность в них, структура и содержание их профессиональной подготовки определяются научными исследованиями. Необходимость решения задачи целенаправленного развития материально-технической базы туризма заставляет с научных позиций подходить к обоснованию потребностей ее дальнейшего совершенствования с учетом множества взаимосвязанных качественно-количественных признаков.

В связи с этим исследования по пятому направлению должны строиться на основе системного анализа структуры и содержания массовой туристской работы, проводимой различными организациями. Обработку полученных результатов необходимо осуществлять методами математической статистики. Кроме того, здесь нужно использовать методы нормирования и программирования, группировки, сравнений и сопоставления данных, а также обобщения полученных результатов.

В целом следует отметить, что дальнейшее развитие туризма в стране возможно лишь при фундаментальных научных исследованиях, охватывающих все его основные аспекты в социальном, педагогическом и экономическом плане.

В последнее время предпринят ряд успешных попыток исследования рекреации и туризма как сложных социальных явлений. Выделяются многочисленные признаки, составляющие основное содержание физической рекреации:

Основывается на двигательной активности;

В качестве главных средств использует физические упражнения;

Осуществляется в свободное или специально выделенное время;

Включает культурно-ценностные аспекты;

Содержит интеллектуальные, эмоциональные и физические компоненты;

Осуществляется на добровольных, самодеятельных началах;

Оказывает оптимизирующее влияние на организм человека;

Включает образовательно-воспитательные компоненты;

Носит преимущественно развлекательный (гедонистический) характер;

Характеризуется наличием определенных рекреационных услуг;

Осуществляется преимущественно в природных условиях;

Имеет определенную научно-методическую базу.

Согласно такому многообразию признаков физической рекреации выделяются и разные ее формы: рекреационная физическая культура, рекреативная физическая культура, рекреация спорта, рекреация туризма, оздоровительная физическая рекреация, физкультурно-производственная рекреация и др.

Необходимость в термине "физическая рекреация" возникает прежде всего тогда, когда речь идет об анализе определенного элемента (в данном случае физического) рекреации, для обозначения которого и используется этот термин. Рекреация как научная дисциплина - родовое понятие для всех ее видов и форм, одной из которых и является физическая рекреация.

Понятие "рекреация", образованное от латинского "recreatio", было введено римлянами и имеет несколько значений: восстанавливать, отдыхать, укреплять, освежать и др. Исторически данный термин так или иначе связывался со здоровьем человека, но, что важно отметить, понимание здоровья не ограничивалось лишь состоянием организма человека. Сегодня оно рассматривается в более широком смысле и включает социальное, психологическое и биологическое содержание. В соответствии с этим и принято выделять такие разновидности рекреации, как социальная, биологическая, психологическая, климатогео графическая и др.

Возникло новое научное направление - рекреалогия, специальный междисциплинарный раздел науки об отдыхе, оздоровлении, воспроизводстве здоровья практически здоровых людей. Этот раздел включает процесс физического, социального, психического саморазвития человека, при котором он приобретает все более универсальные способы адаптации человека к постоянно изменяющимся условиям природной и социальной среды. Важнейший методологический принцип рекреации - принцип единства телесного и духовного, биологического и социального, организма и личности.

Главной областью исследований теории рекреации и туризма служит особая область жизнедеятельности людей - сфера досуга. Выделяются разнообразные виды и формы досуговой деятельности, носящие рекреационный характер, и привести их к какой-либо единой системе пока не представляется возможным.

В научных исследованиях принято выделять следующие аспекты физической рекреации:

1. Биологический: какое влияние физическая рекреация оказывает на оптимизацию состояния организма человека.

2. Социальный: в какой степени она способствует интеграции людей в некую социальную общность и как в процессе нее происходит обмен социальным опытом.

3. Психологический: какие мотивы лежат в основе рекреационной деятельности и какие психические новообразования возникают у человека в результате этой деятельности.

4. Образовательно-воспитательный: какое влияние физическая рекреация оказывает на формирование личности в ее физическом, интеллектуальном, нравственном, творческом развитии.

5. Культурно-аксиологический: какие культурные ценности усваивает человек в процессе физической рекреационной деятельности и в какой мере она способствует созданию новых личностно-общественных ценностей.

6. Экономический: как организуется физическая рекреация, какие средства используются и кто ее организует (кадры).

К научным направлениям исследования в сфере рекреации и туризма можно отнести: изучение содержания оздоровительных, спортивных и познавательных занятий; обоснование новых, ранее не практиковавшихся рекреационных занятий; исследование туристской деятельности, как наиболее эффективной физической рекреации; обоснование методик рекреационных занятий с различными возрастными группами населения.

Многообразие видов человеческой деятельности обусловливает многообразный спектр методов, которые могут быть классифицированы по самым различным критериям.

Прежде всего следует выделить методы духовной, идеальной, в том числе и научной, практической, материальной деятельности.

В настоящее время стало очевидным, что система методов, методология не может быть ограничена лишь сферой научного познания, она должна выходить за ее пределы и непременно включать в свою орбиту и сферу практики. При этом необходимо иметь в виду тесное взаимодействие этих двух сфер.

Что касается методов науки, то оснований их деления на группы может быть несколько. Так, в зависимости от роли и места в процессе научного познания можно выделить методы формальные и содержательные, эмпирические и теоретические, фундаментальные и прикладные, методы исследования и изложения и т. п.

Содержание изучаемых наукой объектов служит критерием для различия методов естествознания и методов социально-гуманитарных наук. В свою очередь, методы естественных наук могут быть подразделены на методы изучения неживой природы и методы изучения живой природы и т. п. Выделяют также качественные и количественные методы, однозначно-детерминистские и вероятностные, методы непосредственного и опосредованного познания, оригинальные и производные и т. д.

Характерные признаки научного метода: объективность, воспроизводимость, эвристичность, необходимость, конкретность и др.

В современной науке наиболее распространена многоуровневая концепция методологического знания. В этом плане все методы научного познания могут быть разделены на следующие основные группы: по степени общности и широте применения. Не менее широкое распространение имеет классификация методов научного познания, в основании которой критерии применения методов на разных уровнях научного познания. В зависимости от уровня познания выделяют методы эмпирического и теоретического уровней (рис. 2).

Рассмотрим классификацию методов научного познания по степени общности.

1. Всеобщие, или философские методы, среди которых наиболее древними являются диалектический и метафизический.

Метафизический метод - это философский способ познания и действия, противостоящий диалектическому методу как своему антиподу, характерной чертой метафизики является односторонность, абсолютизация одной стороны процесса познания либо того или иного элемента целого, момента деятельности в любой ее форме.

Диалектический метод философского познания и способ мышления базируются на анализе всевозможных точек зрения на исследуемый предмет. Такой анализ различных точек зрения сводится к столкновению противоположных позиций, которые принято называть тезисом и антитезисом.

Так, диалектический метод у К. Маркса был соединен с материализмом, а у Г. Гегеля - с идеализмом.

Рис. 2.

Российские ученые для исследования изучаемых явлений и процессов общественной жизни, как правило, применяют диалектический метод, поскольку законы диалектики имеют всеобщее значение - присущи развитию природы, общества и мышления. При изучении предметов и явлений диалектика рекомендует исходить из следующих принципов.

  • 1. Рассматривать изучаемые объекты в свете диалектических законов:
    • а) единства и борьбы противоположностей;
    • б) перехода количественных изменений в качественные;
    • в) отрицания отрицания.
  • 2. Описывать, объяснять и прогнозировать изучаемые явления и процессы, опираясь на философские категории: общего, особенного и единичного; содержания и формы; сущности явления; возможности и действительности; необходимого и случайного; причины и следствия.
  • 3. Относиться к объекту исследования как к объективной реальности.
  • 4. Рассматривать исследуемые предметы и явления:
    • а) всесторонне;
    • б) во всеобщей связи и взаимозависимости;
    • в) в непрерывном изменении, развитии;
    • г) конкретно-исторически.
  • 5. Проверять полученные знания на практике .

По существу, каждая философская концепция имеет методологическую функцию, является своеобразным способом мыслительной деятельности. Поэтому философские методы не исчерпываются двумя названными. К их числу также относятся такие методы, как аналитический (характерный для современной аналитической философии), интуитивный, феноменологический, герменевтический (понимание) и др.

Философским методом, обеспечивающим правильные и точные представления об общих законах развития туризма, его своеобразии и составляющих компонентах, а также месте и роли в нем тех явлений, которые изучают ученые и специалисты, является диалектический подход. Данная методология исходит из материальности окружающего нас мира, в котором материя находится в непрерывном движении, развитии.

Движущие силы развития окружающего мира (материи) подчиняются законам диалектики - единства и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в качественные, отрицания отрицания.

2. Общенаучные подходы и методы исследования, которые получили широкое развитие и применение в науке. Они выступают в качестве своеобразной «промежуточной» методологии между философией и фундаментальными теоретико-методологическими положениями специальных наук.

Характерными чертами общенаучных понятий являются:

  • а) во-первых, общность в их содержании отдельных свойств, признаков, понятий ряда частных наук и философских категорий;
  • б) во-вторых, возможность их формализации, уточнения средствами математической теории, символической логики.

На основе общенаучных понятий и концепций формулируются соответствующие методы и принципы познания, которые и обеспечивают связь и оптимальное взаимодействие философии со специально-научным знанием и его методами.

Общенаучными или общелогическими методами являются анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, индукция, дедукция, аналогия, моделирование, исторический метод, логический метод и классификация. Соотношение общенаучных методов можно представить в виде схемы (рис. 3).

Анализ - это расчленение, разложение объекта исследования на составные части. Он лежит в основе аналитического метода исследования. Разновидностями анализа являются классификация и периодизация. Метод анализа используется как в реальной, так и в мыслительной деятельности.

Синтез - это соединение отдельных сторон, частей объекта исследования в единое целое. Однако это не просто их соединение, но и познание нового - взаимодействия частей как целого. Результатом синтеза является совершенно новое образование, свойства которого не есть только внешнее соединение свойств компонентов, но также и результат их внутренней взаимосвязи и взаимозависимости.


Рис. 3.

Анализ и синтез являются методами определения оптимального соотношения сил и средств, необходимых для успешного функционирования турпредприятия. Они позволяют установить элементы, из которых складывается эффект взаимодействия персонала, дать представление о своих возможностях в достижении экономического эффекта. Анализ и синтез используются при исследовании, например, работы турпредприятия за финансовый год, который разделяют на кварталы, устанавливают взаимосвязь между ними, а затем воспроизводят операции в целом.

Посредством этих методов уясняются положительные стороны проведения туристских мероприятий, выявляются их слабые звенья.

Функция анализа состоит в выделении различных признаков в туристской деятельности, которые могли бы быть приняты в качестве основания для систематизации фактов, расположения их в хронологическом, функциональном, структурном порядке, характеризующем определенную сторону развития исследуемого события.

Функция синтеза состоит в установлении связей между фактами и объединение их в группы по выделенным основаниям.

При анализе, например, можно выявить, что повышение цен на нефтепродукты повлечет за собой рост цен на бензин, горючесмазочные материалы, а это, в свою очередь, будет способствовать удорожанию туристских путевок.

Изучая туризм вообще или его отдельные виды, исследователь мысленно расчленяет деятельность персонала каждого в отдельности и вместе с тем выявляет связь и взаимодействие элементов, свойств и сторон их в целом.

Следует иметь в виду, что в научных исследованиях применяются различные виды анализа: факторный, логический, контент-анализ и др.

Главными целями факторного анализа являются сокращение числа переменных и определение структуры взаимосвязей между переменными. При сокращении числа переменных итоговая переменная включает в себя наиболее существенные черты объединяемых переменных. Классификация подразумевает выделение нескольких новых факторов из переменных, связанных друг с другом. В туризме факторный анализ используется в связи с анализом потребительского спроса на турпутевки.

Логический анализ предназначен для определения круга тех понятий, с помощью которых описывается предмет исследования, поиск внешне хорошо различимых признаков, т. е. эмпирических индикаторов, позволяющих произвести измерение сторон и свойств, например нового турпродукта. Логический анализ включает такие процедуры, как интерпретация основных понятий (трактовка скрытого в них содержания) и их операциональные определения (расчленение понятий на элементы, для которых можно подобрать эмпирические индикаторы). В конечном счете получают признаки, измерение которых дает ответ на информационный запрос заказчика.

Контент-анализ (от англ. content содержание) - формализованный метод изучения текстовой и графической информации, заключающийся в переводе изучаемой информации в туристской деятельности в количественные показатели и ее статистической обработке. Характеризуется большой строгостью и систематичностью. Объектом контент-анализа может быть содержание различных видов деятельности в турбизнесе: международные и отечественные туроператоры, конкуренты в определенном сегменте туристского рынка услуг, менеджеры международных и отечественных гостиничных комплексов, чрезвычайные события, воздействующие на турбизнес, законодательные акты отдельных стран в сфере индустрии гостеприимства. Метод контент-анализа применяется для исследования документальных источников и как вспомогательное средство при анкетировании, наблюдении, тестировании, в исследованиях массовых коммуникаций, в маркетинге.

Обобщение - это процесс перехода от единичного к общему, от менее общего к более общему.

Мысленное обобщение основывается на всеобщности связей предметов и явлений действительности, взаимосвязи единичного и общего во всех реально существующих туристских событиях. В отдельном виде туризма имеются не только индивидуальные, присущие лишь ему черты, но и общие, сходные признаки. Формирование обобщающих положений (понятий, законов, выводов, концепций) возможно через изучение конкретного.

Степень общности фактов (событий) может быть различной. Отсюда и различие в уровнях обобщения - от установления простейшего, элементарного сходства на этапе эмпирического исследования фактов до раскрытия существенного, общего, лежащего в основе формирования понятий, раскрытия законов и объяснения фактов на теоретическом уровне познания, когда создается система объясняющих положений, формируется стройная концепция изучаемого явления.

Сложной формой обобщения, позволяющей отличать важные факты от второстепенных, является типизация, заключающаяся в отборе характерных (типичных) фактов, выражающих наиболее важную сторону изучаемого явления или группы явлений в туризме. Отбор характерных (типичных), фактов составляет важную черту научного обобщения, которая приближает явления к познанию латентных связей. Для раскрытия сущности исследуемого явления недостаточно описания, поэтому нужны обобщения более высокого порядка и те, которые вскрывают повторяемость, необходимость, существенность и причинную обусловленность признаков события.

Формой обобщения опыта в туризме являются выводы, из которых складывается научная концепция, теория, что раскрывает характерные особенности и сущность изучаемых явлений, закономерности их возникновения и развития.

Абстрагирование (идеализация) - мысленное отвлечение от некоторых свойств и отношений изучаемого предмета и выделение интересующих исследователя свойств и отношений. При абстрагировании второстепенные свойства и связи исследуемого объекта отделяются от существенных свойств и связей.

Метод абстрагирования позволяет выявить типичные связи и отношения в туризме, отвлекаясь от всего многообразия частностей.

В результате использования метода абстрагирования можно получить абстрактные знания обобщающего характера об отдельных закономерностях ведения турбизнеса, общих целях сторон, причинах событий в изучаемом сегменте рынка туристских услуг и их сущности.

Индукция - это движение мысли (познания) от фактов, отдельных случаев к общему положению. Индуктивные умозаключения «наводят» на мысль, на общее. При индуктивном методе исследования для получения общего знания о каком-либо классе предметов необходимо исследовать отдельные предметы, найти в них общие существенные признаки, которые послужат основой знания об общем признаке, присущем данному классу предметов.

Дедукция - это выведение единичного, частного из какого-либо общего положения; движение мысли (познания) от общих утверждений к утверждениям об отдельных предметах или явлениях. Посредством дедуктивных умозаключений «выводят» определенную мысль из других мыслей.

Аналогия - это способ получения знаний о предметах и явлениях на основании того, что они имеют сходство с другими, рассуждение, в котором из сходства изучаемых объектов в некоторых признаках делается заключение об их сходстве и в других признаках. Степень вероятности (достоверности) умозаключений по аналогии зависит от количества сходных признаков у сравниваемых явлений. Наиболее часто аналогию применяют в теории подобия.

Моделирование - метод научного познания, сущность которого заключается в замене изучаемого предмета или явления специальной аналогичной моделью, содержащей существенные черты оригинала.

Исторический метод подразумевает воспроизведение истории изучаемого объекта во всей своей многогранности с учетом всех деталей и случайностей. Он предполагает изучение возникновения и развития объектов исследования в хронологической последовательности.

Историческое представляет развитие в его последовательном проявлении, а логическое выражает развитие в его сущности. Например, исторически туризм получил свое развитие сначала с пешеходных прогулок по разработанным маршрутам (в лесопарковой зоне, у морского побережья), затем появился пешеходный туризм как лечебное средство - терренкур.

Историческое и логическое в туристской деятельности - это две стороны одного и того же явления, в котором логическое выступает его сущностью, генеральной линией, квинтэссенцией, а историческое - многообразным проявлением этой основы через массу случайностей.

Логический метод - это логическое воспроизведение истории изучаемого объекта, освобождение от всего случайного, несущественного.

В основе логического метода лежат закономерности, присущие реальной действительности. В туризме любое явление имеет определенную логику своего возникновения, развития и перехода в качественно новое состояние. Например, раньше бронирование мест для туристов в отелях осуществлялось по телефону в малых количествах. В современных условиях потоки туристов значительно увеличились. Бронирование мест в отелях стало возможным в режиме реального времени с помощью Интернета. Для качественного обслуживания клиентов на рынке туристских услуг появилось большое количество турпредприятий, использующих информационные технологии.

Классификация - метод научного исследования и обобщения, суть которого заключается в том, что изучаемые объекты, явления или процессы упорядочиваются в определенные группы (классы) на основе каких-либо избранных признаков.

К общенаучным понятиям чаще всего относят такие понятия, как «информация», «модель», «структура», «функция», «система», «элемент», «оптимальность», «вероятность» и др.

К числу общенаучных принципов и подходов относятся системный и структурно-функциональный, кибернетический, вероятностный, моделирование, формализация и ряд других.

Особенно бурно в последнее время развивается такая общенаучная дисциплина, как синергетика - теория самоорганизации и развития открытых целостных систем любой природы - природных, социальных, когнитивных (познавательных).

Важная роль общенаучных подходов состоит в том, что в силу своего «промежуточного характера», они опосредствуют взаимопереход философского и конкретно-научного или частнонаучного знания (а также соответствующих методов).

Дело в том, что первое не накладывается чисто внешним, непосредственным образом на второе. Поэтому попытки выразить специально-научное содержание на языке философских категорий бывают, как правило, неконструктивными и малоэффективными.

3. Конкретно-научные методы - совокупность способов, принципов познания, исследовательских приемов и процедур, применяемых в той или иной науке, соответствующей данной основной форме движения материи. Это методы механики, физики, химии, биологии и социально-гуманитарных наук.

Таким образом, методология не может быть сведена к какому-то одному, даже «очень важному методу».

Методология не есть также простая сумма отдельных методов, их «механическое единство». Методология - сложная, динамичная, целостная, субординированная система способов, приемов, принципов разных уровней, сферы действия, направленности, эвристических возможностей, содержаний, структур и т. д.

Рассмотрим классификацию методов в зависимости от уровня познания.

К методам теоретического уровня причисляют аксиоматический, гипотетический, гипотетико-дедуктивный, формализацию, абстрагирование, обобщение, восхождение от абстрактного к конкретному, исторический, метод системного анализа.

К методам эмпирического уровня относятся наблюдение, описание, счет, измерение, сравнение, эксперимент и моделирование (рис. 4).

Наименование дисциплины: Методы научных исследований в туризме

Направление подготовки: 100400 Туризм

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Форма обучения: очная

1. Курс предназначен для студентов направления «Туризм» исторического факультета ЯрГУ. Целью данного курса является ознакомление слушателей с основными методами научного исследования, с понятийным аппаратом туристской дисциплины, подготовка будущих специалистов к проведению самостоятельных конкретных исследований в сфере социально-культурного сервиса и туризма, которые могут иметь как практическое, так и теоретическое значение.

Дисциплина «Методы научных исследований в туризме» обеспечивает приобретение знаний и умений в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, содействует формированию глубоких знаний и развитию теоретического мышления и начальных практических навыков в сфере туризма.

Задачи курса: определение основных возможных направлений и форм научных исследований сферы социально-культурного сервиса и туризма; знакомство с методологией научного исследования; изучение конкретных методов как эмпирического, так и теоретического исследования; усвоение процедуры исследования, последовательности и специфики каждого из ее этапов, особенности организации; уяснение требований к оформлению результатов научного исследования.

2. Дисциплина «Методы научных исследований в туризме» относится к вариативной части цикла Б2. (Математический и естественнонаучный цикл).

Дисциплина преподается на 2 курсе. Она является предшествующей для многих дисциплин, связанных с туристской отраслью, которые в дальнейшем будут изучаться студентами ВУЗа. Знания и навыки, полученные при изучении методов научных исследований социально-культурного сервиса и туризма, используются обучаемыми при изучении общепрофессиональных и специальных дисциплин, в частности, туристско-рекреационного проектирования, маркетинга и менеджмента в туристской деятельности, технологии продаж, правового регулирования в туризме.

Студенты должны знать основные методы оформления и разработки научных исследований, уметь определять направления развития научных исследований в сфере социально-культурного сервиса и туризма, определять и реализовывать основные этапы выполнения научно-исследовательской темы, иметь представление об использовании современных информационных технологий при поиске и изучении литературных источников и обработке результатов, а также знать и уметь выполнять отчеты по научной работе в соответствии с современными требованиями. Должны уметь объяснить роль научных исследований в совершенствовании социально-культурного обслуживания населения, направления развития научных исследований, методику поиска, оформления и разработки научных исследований.

3. В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Основные методы оформления и разработки научных исследований,

Направления развития научных исследований в сфере социально-культурного сервиса и туризма,

Основные этапы выполнения научно-исследовательской темы

Профессионально ориентироваться в сфере социально-культурного сервиса и туризма;

Использовать современные информационные технологии при поиске и изучении литературных источников и обработке результатов;

Выполнять отчеты по научной работе в соответствии с современными требованиями.;

Терминологическим аппаратом туристского бизнеса;

Навыками самостоятельного анализа и обобщения затронутых проблем;

Навыками применения на практике полученных теоретических знаний.

4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа.

№ п/п

Раздел дисциплины

Роль научных исследований в совершенствовании социально-культурного обслуживания населения. Направления развития научных исследований в сфере СКСиТ.

Методика поиска, оформления и разработки научных исследований. Основные этапы выполнения научно-исследовательской темы. Научное исследование. Сущность и особенности. Обоснование актуальности выбранной темы. Определение объекта и предмета исследования. Выбор методов исследования.

Методы научного познания. Наблюдение, сравнение, эксперимент, абстрагирование, анализ, синтез, исторический метод.

Применение логических законов и правил. Законы тождества, противоречия. Умозаключение. Аналогия.

Правила аргументирования. Требования истинности, непротиворечивости, достаточности аргументов. Опровержение доводов. Логика процесса научного исследования. Доказательство.

Методический замысел исследования и его основные этапы. Выбор методов, проверка гипотезы, исследования, формулировка выводов. Литературное оформление и внедрение результатов в практику. Структура и содержание этапов исследовательского процесса.

Требования к отчету по научной работе. Подготовка, оформление и защита курсовой и дипломной работы . Библиографический поиск литературных источников. Оформление ссылок. Научный язык и научный стиль изложения.

Использование современных информационных технологий при поиске и изучении литературных источников и обработке результатов. Персональные компьютеры в образовательных технологиях.

16. Иениш поиск в научной работе. М., 1982.

17.Квартальнов и туризм. Т.1. Теория и практика туристских исследований. М., 2002.

18. Кузин и написание диссертации. М., 1998

19. Кирпичева в помощь научной работе. Л, 1958.

20. Каталог изданий и информационных услуг. 2008. /РОССТАТ. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Ярославской области . Ярославль, 2007.

21. Лукашевич метод: Структура, обоснование, развитие. Минск, 1991.

22. Научные работы: Методика подготовки о оформления/ Сост. М., 1998.

23. Рофе организация труда. М., 1998.

24. Макаров научных исследований. Ярославль, 1980.

25. Основы научных исследований. М., 1989.

26. Рузавин научного исследования. М., 1974.

27. Сичивица и формы научного познания. М., 1972.

Для демонстрации презентаций используются программы Windows и MS Office .

В качестве вспомогательных интернет-ресурсов по дисциплине используются:

1). Официальный сайт федерального агентства по туризму Российской Федерации (http://*****) - законодательство, статистические данные о въезде в Россию и направлениях выезда из нее, стандарты, справочная информация.
2). Ассоциация содействия туристским технологиям (http://www. *****/)- объединение специалистов в области туризма и технологий, подборка журнала "ТУТ туристские технологии".
3).
Официальный сайт департамента культуры и туризма Ярославской области (http://tourism. adm. ***** ) - законодательство о туризме, туристские программы и статистика по области, календарь событий конкурсы.

Loading...Loading...