Картины русской природы в произведениях русских писателей. Рассказы о природе русских писателей. «Тема природы в творчестве русских писателей»

Формы присутствия природы в литературе разнообразны. Это и мифологические воплощения ее сил, и поэтические олицетворения, и эмоционально окрашенные суждения (будь то отдельные возгласы или целые монологи), и описания животных, растений, их, так сказать, портреты, и, наконец, собственно пейзажи (фр. pays — страна, местность)— описания широких пространств.

Представления о природе глубоко значимы в опыте человечества изначально и неизменно. А.Н. Афанасьев, один из крупнейших исследователей мифологии, в 1860-е годы писал, что «сочувственное созерцание природы» сопровождало человека уже «в период создания языка», в эпоху архаических мифов.

В фольклоре и на ранних этапах существования литературы преобладали внепейзажные образы природы: ее силы мифологизировались, олицетворялись, персонифицировались и в этом качестве нередко участвовали в жизни людей. Яркий пример тому — «Слово о полку Игореве». Широко бытовали сравнения человеческого мира с предметами и явлениями природы: героя — с орлом, соколом, львом; войска — с тучей; блеска оружия — с молнией и т.п., а также наименования в сочетании с эпитетами, как правило, постоянными: «высокие дубравы», «чистые поля», «дивные звери» (последние примеры Взяты из «Слова о погибели земли Русской»).

Подобного рода образность присутствует и в литературе близких нам эпох. Вспомним пушкинскую «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях», где королевич Елисей в поисках невесты обращается к солнцу, месяцу, ветру, и те ему отвечают; или лермонтовское стихотворение «Тучки небесные», где поэт не столько описывает природу, сколько беседует с тучками.

Укоренены в веках и образы животных, которые неизменно причастны людскому миру или с ним сходны. От сказок (выросших из мифов) и басен тянутся нити к «брату волку» из «Цветочков» Франциска Ассизского и медведю из «Жития Сергия Радонежского», а далее — к таким произведениям, как толстовский «Холстомер», лесковский «Зверь», где оскорбленный несправедливостью медведь уподоблен королю Лиру, чеховская «Каштанка», рассказ В.П. Астафьева «Трезор и Мухтар» и т.п.

Собственно же пейзажи до XVIII в. в литературе редки. Это были скорее исключения, нежели «правило» воссоздания природы. Назовем описание чудесного сада, который одновременно и зоопарк,— описание, предваряющее новеллы третьего дня в «Декамероне» Дж. Боккаччо. Или «Сказание о Мамаевом побоище», где впервые в древнерусской литературе видится созерцательный и одновременно глубоко заинтересованный взгляд на природу.

Время рождения пейзажа как существенного звена словесно-художественной образности — XVIII век. Так называемая описательная поэзия (Дж. Томсон, А. Поуп) широко запечатлела картины природы, которая в эту пору (да и позже!) подавалась преимущественно элегически — в тонах сожалений о прошлом. Таков образ заброшенного монастыря в поэме Ж. Делиля «Сады».

Такова знаменитая «Элегия, написанная на сельском кладбище» Т. Грея, повлиявшая на русскую поэзию благодаря знаменитому переводу В.А Жуковского («Сельское кладбище», 1802). Элегические тона присутствуют и в пейзажах «Исповеди» Ж.Ж. Руссо (где автор-повествователь, любуясь деревенским ландшафтом, рисует в воображении чарующие картины прошлого — «сельские трапезы, резвые игры в лугах», «на деревьях очаровательные плоды»), и (в еще большей мере) у Н.М. Карамзина (напомним хрестоматийно известное описание пруда, в котором утопилась бедная Лиза).

В литературу XVIII в. вошла рефлексия как сопровождение созерцаний природы. И именно это обусловило упрочение в ней собственно пейзажей. Однако писатели, рисуя природу, еще в немалой мере оставались подвластными стереотипам, клише, общим местам, характерным для определенного жанра, будь то путешествие, элегия или описательная поэма.

Характер пейзажа заметно изменился в первые десятилетия XIX в., в России — начиная с А. С. Пушкина. Образы природы отныне уже не подвластны предначертанным законам жанра и стиля, неким правилам: они каждый раз рождаются заново, представая неожиданными и смелыми.

Настала эпоха индивидуально-авторского видения и воссоздания природы. У каждого крупного писателя XIX-XX вв. — особый, специфический природный мир, подаваемый преимущественно в форме пейзажей. В произведениях И.С. Тургенева и Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского и Н.А. Некрасова, Ф.И. Тютчева и А.А. Фета, И.А. Бунина и А.А. Блока, М.М. Пришвина и Б.Л. Пастернака природа осваивается в ее личностной значимости для авторов и их героев.

Речь идет не об универсальной сути природы и ее феноменов, а об ее неповторимо единичных проявлениях: о том, что видимо, слышимо, ощущаемо именно здесь и сейчас,— о том в природе, что откликается на данное душевное движение и состояние человека или его порождает. При этом природа часто предстает неизбывно изменчивой, неравной самой себе, пребывающей в самых различных состояниях.

Вот несколько фраз из очерка И.С. Тургенева «Лес и степь»: «Край неба алеет; в березах просыпаются, неловко перелетывают галки; воробьи чирикают около темных скирд. Светлеет воздух, видней дорога, яснеет небо, белеют тучки, зеленеют поля. В избах красным огнем горят лучины, за воротами слышны заспанные голоса. А между тем заря разгорается; вот уже золотые полосы протянулись по небу, в оврагах клубятся пары; жаворонки звонко поют, предрассветный ветер подул — и тихо всплывает багровое солнце. Свет так и хлынет потоком;» К месту напомнить и дуб в «Войне и мире» Л.Н. Толстого, разительно изменившийся за несколько весенних дней. Нескончаемо подвижна природа в освещении М.М. Пришвина. «Смотрю,— читаем мы в его дневнике,— и все вижу разное; да, по-разному приходит и зима, и весна, и лето, и осень; и звезды и луна восходят всегда по-разному, а когда будет все одинаково, то все и кончится».

В литературе XX в. (особенно — в лирической поэзии) субъективное видение природы нередко берет верх над ее предметностью, так конкретные ландшафты и определенность пространства нивелируются, а то и исчезают вовсе. Таковы многие стихотворения Блока, где пейзажная конкретика как бы растворяется в туманах и сумерках. Нечто (в иной, «мажорной» тональности) ощутимо у Пастернака 1910-1930-х годов.

Так, в стихотворении «Волны» из «Второго рождения» дается каскад ярких и разнородных впечатлений от природы, которые не оформляются как пространственные картины (собственно пейзажи). В подобных случаях эмоционально напряженное восприятие природы одерживает победу над ее пространственно-видовой, «ландшафтной» стороной. Субъективно значимые ситуации момента здесь «выдвигаются на первый план, а само предметное заполнение пейзажа начинает играть как бы второстепенную роль». Опираясь на ставшую ныне привычной лексику, такие образы природы правомерно назвать «постпейзажными».

Образы природы (как пейзажные, так и все иные) обладают глубокой и совершенно уникальной содержательной значимостью. В многовековой культуре человечества укоренено представление о благости и насущности единения человека с природой, об их глубинной и нерасторжимой связанности. Это представление художественно воплощалось по-разному. Мотив сада — возделанной и украшенной человеком природы — присутствует в словесности едва ли не всех стран и эпох.

Сад нередко символизирует мир в целом. «Сад,— замечает Д.С. Лихачев,— всегда выражает некую философию, представление о мире, отношение человека к природе, это микромир в его идеальном выражении». Вспомним библейский Эдемский сад (Быт. 2:15; Иез. 36:35), или сады Алкиноя в гомеровской «Одиссее», или слова о красящих землю «виноградах обительных» (т.е. монастырских садах) в «Слове о погибели Русской земли». Без садов и парков непредставимы романы И.С. Тургенева, произведения А.П. Чехова (в «Вишневом саде» звучат слова: « вся Россия наш сад»), поэзия и проза И.А. Бунина, стихи А.А. Ахматовой с их царскосельской темой, столь близкой сердцу автора.

Ценности невозделанной, первозданной природы стали достоянием культурно-художественного сознания сравнительно поздно. Решающую роль, по-видимому, сыграла эпоха романтизма (упомянем Бернардена де Сен-Пьера и Ф.Р. де Шатобриана). После появления поэм Пушкина и Лермонтова (главным образом — южных, кавказских) первозданная природа стала широко запечатлеваться отечественной литературой и, как никогда ранее, актуализировалась в качестве ценности человеческого мира.

Общение человека с невозделанной природой и ее стихиями предстало как великое благо, как уникальный источник духовного обогащения индивидуальности. Вспомним Оленина (повесть Л.Н. Толстого «Казаки»). Величавая природа Кавказа окрашивает его жизнь, определяет строй переживаний: «Горы, горы чуялись во всем, что он думал и чувствовал». День, проведенный Олениным в лесу (XX гл.— средоточие ярких, «очень толстовских» картин природы), когда он ясно ощутил себя подобием фазана или комара, побудил его к поиску собственно духовного единения с окружающим, веру в возможность душевной гармонии.

Глубочайшим постижением связей человека с миром природы отмечено творчество М.М. Пришвина, писателя-философа, убежденного, что «культура без природы быстро выдыхается» и что в той глубине бытия, где зарождается поэзия, «нет существенной разницы между человеком и зверем», который знает все. Писателю было внятно то, что объединяет животный и растительный мир с людьми как «первобытными», которые всегда его интересовали, так и современными, цивилизованными. Решительно во всем природном Пришвин усматривал начало неповторимо индивидуальное и близкое человеческой душе: «Каждый листик не похож на другой»

Резко расходясь с ницшевой концепцией дионисийства, писатель мыслил и переживал природу не как слепую стихию, несовместимую с гуманностью, но как сродную человеку с его одухотворенностью: «Добро и красота есть дар природы, естественная сила». Рассказав в дневнике виденный им сон (деревья ему кланялись), Пришвин рассуждает: «Сколько грациозной ласки, привета, уюта бывает у деревьев на опушке леса, когда входит в лес человек; и потому возле дома непременно сажают дерево; деревья на опушке леса как будто дожидаются гостя».

Считая людей нерасторжимо связанными с природой, Пришвин в то же время был весьма далек от всевозможных (и в духе Руссо, и на манер Ницше) программ возвращения человечества назад, в мнимый «золотой век» полного слияния с природой: «Человек дает земле новые, не продолжающие природу, а совсем новые человеческие установления: новый голос, новый, искупленный мир, новое небо, новая земля — этого не признают пророки религии "жизни" Пришвин М.М. Дневники 1914-1917. М., 1991. С. 153.

Мысли писателя о человеке и природе получили воплощение в его художественной прозе, наиболее ярко в повести «Жень-шень» (1-я ред. 1933), одном из шедевров русской литературы XX века. Пришвинской концепции природы в ее отношении к человеку родственны идеи известного историка Л.Н. Гумилева, говорившего о неотъемлемо важной и благой связи народов (этносов) и их культур с теми «ландшафтами», в которых они сформировались и, как правило, продолжают жить.

Литература XIX-XX вв. постигала, однако, не только ситуации дружественного и благого единения человека и природы, но также их разлад и противостояние, которые освещались по-разному. Со времени романтизма настойчиво звучит мотив горестного, болезненного, трагического отъединения человека от природы. Пальма первенства здесь принадлежит Ф.И. Тютчеву. Вот весьма характерные для поэта строки из стихотворения «Певучесть есть в морских волнах»:

Невозмутимый строй во всем,

Созвучье полное в природе,

Лишь в нашей призрачной свободе

Разлад мы с нею сознаем.

Откуда, как разлад возник?

И отчего же в общем хоре

Душа поет не то, что море,

И ропщет мыслящий тростник?

На протяжении последних двух столетий литература неоднократно говорила о людях как о преобразователях и покорителях природы. В трагическом освещении эта тема подана в финале второй части «Фауста» И. В. Гете и в «Медном всаднике» А. С. Пушкина (одетая в гранит Нева бунтует против воли самодержца — строителя Петербурга). Та же тема, но в иных тонах, радостно-эйфорических, составила основу множества произведений советской литературы. «Человек сказал Днепру:/ Я стеной тебя запру,/ Чтобы, падая с вершины,/ Побежденная вода/ Быстро двигала машины/ И толкала поезда». Подобные стихотворения заучивались школьниками 1930-х годов.

Писатели XIX-XX вв. неоднократно запечатлевали, а порой и выражали от своего лица надменно-холодное отношение к природе. Вспомним героя пушкинского стихотворения «Сцена из "Фауста", томящегося скукой на берегу моря, или слова Онегина (тоже вечно скучающего) об Ольге: « как эта глупая луна на этом глупом небосклоне»,— слова, отдаленно предварившие один из образов глубинно кризисного второго тома лирики А.А. Блока: «А в небе, ко всему приученный,/ Бессмысленно кривится диск» («Незнакомка»).

Для первых послереволюционных лет весьма характерно стихотворение В.В. Маяковского «Портсигар в траву ушел на треть» (1920), где продуктам человеческого труда придан статус несоизмеримо более высокий, нежели природной реальности. Здесь узором и полированным серебром восторгаются «муравьишки» и «травишка», а портсигар произносит презрительно: «Эх, ты природа!» Муравьишки и травишка, замечает поэт, не стоили «со своими морями и горами/ перед делом человечьим/ ничего ровно». Именно такому пониманию природы внутренне полемично миросозерцание М.М. Пришвина.

В модернистской и, в особенности, постмодернистской литературе отчуждение от природы приняло, по-видимому, еще более радикальный характер: «природа уже не природа, а «язык», система моделирующих категорий, сохраняющих только внешнее подобие природных явлений».

Ослабление связей литературы XX в. с «живой природой», на наш взгляд, правомерно объяснить не столько «культом языка» в писательской среде, сколько изолированностью нынешнего литературного сознания от большого человеческого мира, его замкнутостью в узком круге профессиональном, корпоративно-кружковом, сугубо городском. Но эта ветвь литературной жизни нашего времени далеко не исчерпывает того, что сделано и делается писателями и поэтами второй половины XX столетия: образы природы — неустранимая, вечно насущная грань литературы и искусства, исполненная глубочайшего смысла.

В.Е. Хализев Теория литературы. 1999 г.

«СТУПЕНЬКИ В МИР ПРИРОДЫ» « Родная природа в произведениях русских писателей»

МКОУ «Очкуровская СОШ»


  • Богата и разнообразна природа нашей Родины. Много в ней дремучих лесов, широких степей и многоводных рек. Человек считает себя хозяином на планете. Но разумно ли он к ней относится?
  • С давних времен человек и природа тесно взаимосвязаны. Человек – часть природы. Но и растения, животные тоже части природы. Природа – наш общий дом. По-гречески «дом» - «экос», а наука «логос». Наука о природе называется «экология».
  • Сегодня наш природный дом оказался в большой опасности.


«Родная природа в произведениях русских писателей» (для детей младшего и среднего возраста)


  • Мы любим лес в любое время года, Мы слышим речек медленную речь... Все это называется - природа. Давайте же всегда ее беречь!

Михаил Пляцковский


Виталий Бианки Лесная газета. Сказки и рассказы

В основе всех лесных сказок, рассказов и повестей Виталия Бианки лежат его собственные научные наблюдения над жизнью леса и его обитателей. Нельзя не полюбить милых мохнатых и пернатых героев Виталия Бианки, когда он рассказывает об их повадках, о ловкости, хитрости, умении спасаться и прятаться. С волнением следим мы за приключениями маленького путешественника Пика из рассказа «Мышонок Пик», знакомимся с бедным муравьишкой, которому во что бы то ни стало нужно попасть домой до захода солнца.


Мамин-Сибиряк Д.Н. Серая шейка. Сказки и рассказы

  • Героев рассказов Мамина – Сибиряка не возможно не полюбить: они добродушны, трудолюбивы, отзывчивы на чужие страдания. Перед читателем произведений Д.Н.Мамина – Сибиряка раскрывается картина величественной уральской природы, с её дремучими лесами, извилистыми реками, тихими озерами и бесчисленным количеством зверей, птиц, рыб; раскрывается большая человеческая душа простого труженика, обыкновенного русского человека, сумевшего заботой и любовью сделать животных сделать своими друзьями и помощниками.

Константин Паустовский Заячьи лапы. Рассказы и сказки

  • Образность и волшебность русского языка неуловимым образом связаны с природой, с бормотанием родников, журавлиной стаей, с угасающими закатами; отдаленной песней девушек на лугах и тянущим издалека дымком костра.
  • Он поистине обладает необыкновенным даром передавать звуки, краски и запахи природы, рисовать таинственный и пленительный мир.

Михаил Пришвин Кладовая солнца. Рассказы о природе

  • Михаил Пришвин охотник и путешественник. Он оставил огромное богатство в виде небольших рассказов описывающих родную природу в прозе во всех ее проявлениях. Короткие рассказы о природе, небольшие описания тех наблюдений, тех ощущений и чувств от прогулок, которые оставляли в его сердце растения, деревья и маленькие обитатели леса.

Георгий Скребицкий Лесное эхо. Неведомые тропы

  • Из книги «Неведомые тропы» юные читатели узнают о том, как интересна жизнь любых, даже самых обычных животных, учит понимать и любить нашу сказочно- богатую родную природу.
  • В книгу «Лесное эхо» вошли рассказы о первых шагах будущего натуралиста, и проводится мысль, как важно с малых лет бережно относиться к природным богатствам.

Вера Чаплина «Мои питомцы»

  • В книге «Мои питомцы» рассказывается о повадках животных и дружбе человека и зверя. Рассказы полны комических ситуаций, которые порой случаются с нами при более близком знакомстве с «очаровательными» зверятами. То, что вытворяют при этом зверята, может легко вывести из себя даже очень спокойного человека, и Вера Чаплина остроумно, но без насмешки рассказывает об этом. В книге рассказывается о трогательной дружбе ребят с домашними и прирученными дикими животными .

Евгений Чарушин

Ребячий восторг, который Чарушин на протяжении всей жизни испытывал перед природой, он передал в своих рассказах. Произведения помогают воспитать в детях чувство сострадания, любви к природе и ответственности в отношениях с окружающим миром.

С первых лет жизни рассказы Евгения Чарушина сопровождают детей в чудесном путешествии в страну под названием Природа.


Ольга Васильевна Перовская Ребята и зверята

  • Ольга Васильевна Перовская - автор нескольких книг для детей Ее лучшее произведение "Ребята и зверята" оказало большое влияние на развитие детской литературы. В книгу вошли рассказы о дружбе ребят с животными, спокойно и плавно повествует о обычных на первый взгляд, но столь важных для детей моментах их жизни. . Рассказы писательницы отличает искренность, легкость.

Николай Сладков Лесные сказки

Милые и трогательные истории о лесных животных с замечательными, красочными иллюстрациями. Вместе с героями этой книжки, смешными и добрыми зверушками, ребенок отправится в чудесное путешествие по волшебному миру сказки. Хотите вместо душной городской квартиры очутиться в настоящем лесу? Достаточно дойти до книжной полки, взять любимую книгу, устроиться в уютном уголке и… вы уже там. В лесу вам откроется немало интересного!


Дорогие ребята!

  • Вряд ли найдется сегодня человек, которому пришлось бы доказывать, что природу необходимо беречь. Борясь за сохранение животного мира и природы в целом, мы бессознательно или осознанно отстаиваем все лучшее, что есть в нас. Нужно помнить о том, сколько радости дарит нам окружающий мир. Охранять природу необходимо не потому, что она «наше богатство», а потому что человек не может существовать без природного окружения, а вот природа без человека – может.

Берегите природу!



Список используемой литературы:

  • Калейдоскоп юбилейных дат: Сборник сценариев для проведения массовых мероприятий в школьных и детских библиотеках: Вып.2.-М.: Школьная библиотека,2006.-256с.
  • Сохраним планету голубой и зеленой: Вып.5.-Волгоградская областная универсальная научная библиотека им.М.Горького,1998.
  • Библиотечные уроки.Выпуск 2. Обучение школьников основам ББЗ.1-11 классы/М.:Глобус,Волгоград:Панорама,2007.
  • Тубельская Г.Н. Детские писатели России. Сто тридцать имен: Библиограф. справочник.- РШБА,2007.-492с.,илл.

Писатели о природе

Экология… Красивое слово, пришедшее к нам из-за рубежа. И сейчас, пожалуй, не найдешь человека, который не слышал бы его. Оно прочно вошло в нашу жизнь, во все отрасли, в умы людей.

В школе тоже появился такой предмет “ Экология”. В самостоятельную науку она выделилась совсем недавно. Она относится к блоку биологических дисциплин. Но значение этого предмета в школе очень велико. Если на уроках биологии дети в основном узнают строение растений и животных, их эволюцию. То экологическая дисциплина показывает взаимосвязь человека и живой природы, его влияние на окружающий мир. Экология рассказывает о той реальности, в которой мы живем и предостерегает о том, что может быть через несколько лет.

Конечно же, преподавание экологии неразрывно связано с биологией, да и во многих школах этот предмет пока не выделился в самостоятельный. Но тем не менее “Экология” уже существует не только как наука, но и как предмет школьного цикла.

Если посмотреть в целом, то “Экология” - это предмет “черного” цвета. Очень многое написано в черных тонах, хотя это наша реальность, то, что заслужил человек. Благодаря своему “разуму”. Но в школе преподавание экологии не стоит вести только с пессимистической точки зрения. Ученикам нужно показать и рассказать о красоте природы, научить их беречь, то, что у нас еще пока осталось. Если на уроках давать только сухие факты и цифры, это может скоро наскучить, в сознании детей будет мысль о том, что сделать уже ничего нельзя, остается ждать только неизбежного. Но нужно говорить учащимся о том, что пока еще не поздно что-то сделать, все в наших руках. И в этом могут помочь наши и зарубежные авторы, которые создали замечательные произведения о природе, растениях, животных. Они не только описывают красоты нашей планеты, но и текстом между строк предостерегают человека о грозящей опасности, стараются рассказать, что можно сделать, чтобы спасти то, что у нас осталось. Многие из таких авторов уже ушли из жизни, но их бессмертные произведения не потеряли актуальность и в наши дни. Расскажем о некоторых из таких авторов.

Замечательный писатель, ученый, публицист Сергей Тимофеевич Аксаков неразрывными нитями был связан с родной природой. Он стремился постичь ее тайны. Довести до возможно большего числа сограждан, сделанные им открытия. В своих разнообразных охотах – от сбора грибов, ловли бабочек, ужения рыб до промысла крупных хищников – он прежде всего наблюдал, подмечал самые характерные особенности растений и животных – места обитания, жилища, пищу и повадки. Впоследствии свои наблюдения Аксаков описал в книгах, проникнутых любовью к родной природе, трепетным к ней отношением. Его произведения, изобилующие интереснейшими фактами, написаны таким доступным и красочным языком, что до сих пор не потеряли свои значения и ни в чем не уступают книгам А. Брэма или Дж. Даррела.

Современные экологи могут только позавидовать богатству, точности и выразительности приводимых им материалов. В “Записках Ружейного охотника Оренбургской губернии”, “Рассказах и воспоминаниях охотника о разных охотах” он дал подробные характеристики классификации болот (“чистые, сухие, мокрые”), текучих вод, озер, прудов, степей, лесов, животных. Здесь же показано, как в результате измерения человеком естественных угодий исчезают ранее многочисленные животные. Аксаков привлек внимание читателей к тому, что под влиянием загрязнений водоемов в них изменяется видовой состав рыб. Такие же закономерности он отмечал и в отношении грибов. При этом Аксаков подчеркивал, что эти процессы постоянно изменяются, сказываются на хозяйстве человека. Например, состояние степей, их растительности отражается на вкусовых и лечебных качествах кумыса.

Обширны наблюдения Аксакова по биологии отдельных видов. Он приводит не только экологические характеристики животных, но и сведения по их численности, экономическому значению, сезонным и суточным ритмам жизни, миграциям.

Ученый – писатель постоянно подчеркивал значение природы в жизни людей. Леса уменьшают испарение воды, защищают почвы от палящих солнечных лучей и иссушающих ветров. Аксаков возмущался фактами расхищения, уничтожения природы, ненавидел все виды браконьерства, например охоту на тетеревов с чучелами и на зайцев во время половодья. Он считал. Что “это не охота, а промысел”. Аксаков прежде всего был пытливым ученым. Его характеристики животного мира позволяют назвать их автора одним из первых русских фаунистов. Поэтому, отец русской экологии К.Ф. Рулье считал книги Аксакова серьезным вкладом в науку.

Благосклонов Константин Николаевич (1910-1958) – ученый-орнитолог, педагог, исследователь поведения птиц, специалист по охране природы, инициатор и организатор школьных и биологических олимпиад, популярного в стране праздника Дня птиц. Автор ряда книг по орнитологии и охране природы, К. Н. Благосклонов оставил после себя богатое научное наследие. Он долгие годы трудился на кафедре зоологии и сравнительной анатомии позвоночных животных Московского университета, выпускником которого был.

Его кипучая энергия, любознательность, гибкая научная мысль открывали перед молодежью тайны и красоту родной природы, будили горячее желание познать ее и внести свою лепту в ее охрану. Его книги “Охрана и привлечение птиц, полезных в сельском хозяйстве”, “Птицы и вредители леса” (в соавторстве с Б.И. Осмоловской), “Охрана природы” (совместно с Л.П. Астаниным), “Зоология” (совместно с Е.Г. Бацылевым) неоднократно переиздавались и по сей день пользуются у специалистов большой популярностью. Он всегда был среди тех, кто всерьез занимался охраной природы. Вел огромную общественную природоохранительную работу в различных организациях страны – от школы до министерства. Многие его идеи были претворены в жизнь и сейчас продолжают работать в трудах его учеников и единомышленников.

Есть у нас такие ученые, которых больше знают за рубежом, а не у нас. К ним относится Дементьев Георгий Петрович (1898-1969). Кроме того, он и замечательный писатель. Свободное владение пятью европейскими языками и еще несколькими, на которых он читал, позволило ему быть в курсе всех орнитологических новостей. Прекрасное знание истории, религии, философии, классической художественной литературы дало ему

возможность в своих трудах показать роль птиц в развитии культуры народов мира. О птицах он знал абсолютно все. От экологии местообитания до мельчайших подробностей их образа жизни. Он одним из первых сделал попытку объединить птиц по их местообитанию с экологической точки зрения. Птицы леса, болота, степи – это были не просто группировки, а описаны их особенности, экологическая роль. Знания об отечественных птицах постоянно накапливались. И требовалось их обобщение. Дементьев вместе с А.С. Бутурлиным пишет “Определитель птиц СССР”, составивший пять томов.

Более 450 книг и статей принесли ему признание и у нас и за рубежом. Его избрали своим почетным членом орнитологические общества Франции, США, Германии, Чехословакии и многих других стран. Он оценил всю важность сохранения природы, его экологических взаимосвязей и пропаганды естественнонаучных знаний. С 1973г. решением Всемирного фонда охраны природы его имя внесено в “Галерею Вечной славы деятелей природы”.

Он был готов при любых обстоятельствах помочь знаниями, советом, справкой, книгой из своей обширнейшей библиотеки как специалисту – ученому, так и любителю, юннату.

А знаете ли вы, кого называют отцом русской фенологии? Кайгородова Дмитрия Никифоровича (1846-1924). А дети звали его не иначе, как “лесной дедушка”. И не зря Кайгородов был прекрасным популяризатором. В доступной форме он старался рассказать людям все. Что знал о природе. На его книгах выросли многие поколения юных натуралистов. Они с увлечением читали “Лепестки”, “Дружбу с природой”, “Начальную ботанику”, “ На разные темы”, “Из зеленого царства”, “Растения-мухоеды” и многие-многие другие.

А почему же его называют “отцом русской фенологии”? В 1871г. он начал вести фенологические наблюдения в окрестностях Петербурга и смог увлечь этим делом многих добровольцев-любителей. К 1895г. под его руководством они работали по всей стране. Так была создана система наблюдений за сезонными процессами природы в России, то, что теперь называется иностранным словом “мониторинг”. Фенологические наблюдения Кайгородова печатались в регулярных календарях петербургской весенней и осенней природы, на страницах многих газет и журналов.

Верным последователем Д.Н. Кайгородова был наш замечательный писатель Виталий Бианки. Он не только перечитал все его книги и чуть-ли не наизусть знал все его статьи, но и сам написал великолепную “лесную газету”, которую дети начинают читать уже с детского сада. Все мини-рассказы В. бианки написаны в такой доступной и интересной форме, что прочитав один, сразу же понимаешь, что для этого человека значила природа и как он ее любил. Бианки подмечал такие необычные повадки животных, о которых не всегда прочитаешь даже в энциклопедиях. Выходя в лес или парк, он прислушивался к каждому птичьему писку, всматривался в каждую пролетающую бабочку или муху. Долгие годы на его глазах весна сменяла зиму, лето – весну. Осень – лето и снова наступала зима. Птицы улетали и прилетали, цветы и деревья зацветали и отцветали, а В. Бианки все это аккуратно записывал, собирал, а потом печатал свои наблюдения в газетах и журналах. Через некоторое время у него набралось достаточно материала, чтобы объединить его в одну большую книгу. Так появилась “Лесная газета”. Это замечательное произведение знают не только в нашей стране, оно переведено на несколько языков и издано миллионными экземплярами.

Почти через все рассказы автора проходит экологическая тема. Он не только подчеркивает значимость природы, но и рассказывает детям, как нужно вести себя в лесу, на речке, как помочь животным в трудное время года, как наблюдать за птицами и в то же время самому остаться незамеченным. Если с детства ребенку читать рассказы Бианки, то с уверенностью можно сказать что такой ребенок никогда не будет вредить природе, он будет знать что можно и нужно делать в лесу, а что нет, как вести себя. Вклад В. Бианки неоценим, его “Лесную газету” можно с уверенностью назвать одним из лучших художественных произведений биолого-экологического характера.

Музыка для счастья – нежная гитара

Первый аккорд – легкий, дуновение ветра, едва-едва пальцы касаются струн. Исчезающе тихий звук, ми-минор, проще и нет ничего...
Первая снежинка – легкая, полупрозрачная, несомая почти неощутимым ветром. Она – предвестница снегопада, разведчица, первой спустившаяся к земле...

Второй аккорд – ловко переставленны пальцы левой руки, правая уверенно и мягко ведет по струнам. Вниз, вниз, вверх – просто и дает самый простой звук. Готовится не метель и не шторм – всего лишь снегопад. Ничего сложного в нем быть не может. Снежинки начинают лететь чаще – передовые отряды основных сил, сверкающие ледяные звездочки.

Дальше аккорды сменяют друг друга тягуче и ласково, так, что ухо почти не замечает перехода от одного звука к другому. Перехода, который всегда звучит резко. Вместо боя – перебор. Восьмерка. Вступление отыграно и пусть это не инструментал, который звучит торжествующе и радостно во время летнего ливня или тягуче и завораживающе в метель, пусть это всего лишь сложенные вместе аккорды музыка удивительно подходит снегу за окном, белым бабочкам зимы, ледяным крохотным звездам, которые все танцуют, танцуют свой танец в ночном небе...

В музыку вплетается пение – тихое, слова не различимы, ускользают от восприятия, мешаются с снегопадом и мерным, естественным стуком сердца. Четкий ритм и спокойная сила звучат в них. Нет конца у песни, она просто мягко сплетается с танцем снежинок и незаметно уходит, оставляя небо и снег наедине...
Холод и тьма скрадывают звуки и движения, примиряют город с зимой...

А Повелитель Снегопада, отыгравший на одной из крыш свою партию, мягко убирает в чехол свою гитару, властную над стихиями. На плечах и на волосах его снег, вспыхивают и гаснут рыжие веселые искры – снежинки отражают свет далеких огней. В окнах дома напротив – свет. Там люди, которые не знают, как плетут кружево стихий...

Лестница – обычная лестница девятиэтажного дома. Двери, вечно занятый кем-то лифт, тусклый свет лампочки на площадке... Повелитель Снегопада идет пешком, придерживая гитару, тихо и медленно ступая по ступенькам. С девятого этажа на первый, осторожно, чтобы не потревожить теплое чувство расслабленного довечивого счастья, каждый раз приходящего после выполненной игры...
И привычно-злой вопрос открывшей дверь матери:
– Когда ты уже перестанешь играть в свои игры и начнешь наконец думать?
Бьет по открытой душе как ножом. Подламываются мягкие снежные крылья, данные исполнением настоящего и остается только непонимание и обида.
За что же она бьет по самому больному? За что?..

Ночью гулял по городу дикий ветер, перемешанный со снегом. Ломал ветви деревьев, рвал провода, заметал дороги...
Это снова пела гитара Повелителя Снегопада.

Мир природы в творчестве
русских писателей
А
ц ы 8
а и
р
д
н
а
а
р
д
н
а
с
я № 8
к
и
с
и
е
з
а
е
к
н
л
а
е
с
ч
с
и у
а
л
л
а А
я А
а
и м н
л
и
н
л
о
с
и
В ы п
р
К
Д з
а
к
н
и
л
у
к
с
н
о
к
М О У Г

Цель работы:
0 Проанализировать образ природы в
творчестве А. Пушкина, Ф.Тютчева,
С.Есенина
Задачи проекта:
0 Исследовать выразительные средства языка
в изображении природы;
0 Проанализировать влияние природы на
человека.

Введение
Не одно десятилетие проблемы взаимодействия
природы и человеческого общества волнуют не
только ученых, но и писателей.
В своих произведениях русские писатели
предупреждают о том, к чему может привести
неразумное потребительское отношение к
природе.

Образ природы в творчестве
А. Пушкина
Изображение природы занимает особое
место в творчестве А. С. Пушкина. Поэт
открыл для читателей удивительные
картины природы средней полосы России,
южного края, красу морских стихий.
Россия была частью жизни поэта. Он
родился, вырос и оставался преданным
её природе всю жизнь.

Особенно ярко это проявляется в
стихотворении «Осень»:
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса…

Средства художественной выразительности помогают А.С.
Пушкину в стихотворении «Поэт» создать художественный
образ, а читателя и слушателя привлекают внимание к
высказываниям, раскрыть авторский замысел.
Чтобы сделать произведение более ярким, выразительным,
употребляет слова не в их прямом смысле, а в
переносном значении («но лишь божественный глагол до
слуха чуткого коснется»), использует такие
изобразительные средства, как:
Метафоры («заботы суетного света», «хладный сон).
Олицетворения («лира молчит», «душа вкушает хладный
сон»).
Сравнения («душа поэта встрепенется, как пробудившийся
орел»).
Эпитеты («святая лира», «гордая голова», «широкошумные
дубровы»).

Образ природы в творчестве
Ф. Тютчева
Ф. Тютчев – поэт­философ. Именно с его
именем связано течение философского
романтизма, пришедшее в Россию из
германской литературы. И в своих стихах
Тютчев стремится понять природу,
включив её в систему своих философских
взглядов, превратив в часть своего
внутреннего мира.

Пусть сосны и ели
Всю зиму торчат,
В снега и метели
Закутавшись, спят,-
Их тощая зелень,
Как иглы ежа,
Хоть ввек не желтеет,
Но ввек не свежа.
Мы ж, легкое племя,
Цветем и блестим
И краткое время
На сучьях гостим.
Все красное лето
Мы были в красе-
Играли с лучами,
Купались в poce!..

Стихотворение «Листья», созданное в 1830 году,
относится к раннему периоду творчества Ф. Тютчева.
Оно входит в число пейзажно-философских
произведений поэта. Наряду с изображением леса в
нем нашли отражение философские размышления
поэта о смысле жизни, о том, что можно считать
подлинной жизнью.
Повтор лексемы «ввек» (зелень «ввек не желтеет»),
(«ввек не свежа»).
Олицетворения(«цветем», «блестим»).
Эпитеты(тощая зелень; лёгкое племя; красное лето;
буйные ветры; докучные ветви;) .
Сравнения(тощая зелень, как иглы ежа;).
Метафоры(мы краткое время на сучьях гостим).

Образ природы в творчестве
С. Есенина
С. Есенин – это один из самых знаменитых
певцов русской природы. Жизненный путь
этого поэта был сложным и недолгим.
Ему пришлось пережить немало огорчений,
испытать радость творческих взлётов и
боль падений. «Так мало пройдено дорог,
так много сделано ошибок!» – с грустью
признавался поэт.

Вся красота родного края позже отразилась в
его стихотворениях, полных любви к русской
земле:
О Русь – малиновое поле
И синь, упавшая в реку, ­
Люблю до радости и боли
Твою озёрную тоску.

Стихотворение «Темна ноченька, не спится…» рисует простую деревенскую
жизнь. Представляется лирический герой, который, то любуется природой,
то восхищается возлюбленной, то желает «увести её вплоть до маковой
зари». Важно, что автор рисует природу для отражения внутреннего
состояния героя. В стихотворении употребляются:
эпитеты («темна ноченька», «пенные струи», «лунные перья», «лес
зелёный», «шелковы купыри», «маковая заря»),
метафоры («распоясала зарница поясок», «лунные перья серебра»),
аллегория («фата» - символ чистоты, нежности и невинности)
метонимия («моё сердечко» - возлюбленная лирического героя);
эмоционально-экспрессивная лексика («ноченька», «речка», «лужок»,
«поясок», «свечка», «сердечко»);
архаизмы («гусляр», «гусли», «плясать», «терем»).
Также встречается цветовая лексика («темна ноченька», «в перьях
серебра», «терем тёмный», «лес зелёный»).
Следует отметить, что в стихотворении представляются стилистические
фигуры:
риторическое обращение («выходи, моё сердечко»),
градация («залюбуюсь, загляжусь ли»)
инверсия («Темна ноченька, не спится, выйду к речке на лужок»;
«Распоясала зарница в пенных струях поясок»; «На бугре береза-свечка в
лунных перьях серебра»; «Выходи, мое сердечко, слушать песни гусляра»; «В
терем темный, в лес зеленый, на шелковы купыри, уведу тебя под склоны
вплоть до маковой зари»).

Loading...Loading...